Все только начинается
Неудавшаяся сделка по слиянию «Северстали» и Arcelor дала экспертам повод говорить о возможных планах путинской администрации в черной металлургии. Глава второй по мощности российской сталелитейной компании Алексей Мордашов относится к числу одних из наиболее приближенных к Путину олигархов, так что стратегия «Северстали» по слияниям и поглощениям давно сверяется с Кремлем.
Можно не сомневаться в существовании планов по формированию (или восстановлению) госсектора и в черной металлургии. Здесь потенциальным объектом добровольно-принудительного слияния с государством может стать любой из лидеров отрасли – помимо «Северстали», которая, скорее всего, формально останется частной, это может быть Магнитогорский МК, «ЕвразХолдинг», Новолипецкий МК и «Мечел».
В последнее время на роль собирателя активов чермета примеряли Романа Абрамовича. Одновременно никто уже и не сомневается в том, что главным получателем выгод от создания «чернометаллургического» гиганта мирового масштаба станет Кремль, который «благословил» процесс и будет контролировать, в той или иной форме, эту компанию.
В июне группа компаний Millhouse, которая представляет интересы Абрамовича, достигла соглашения о приобретении более 41% акций Evraz Group S.A. Проданный пакет оценивается примерно в $3 млрд. Почему миллиардер Александр Абрамов, контролирующий основные активы «Евраза» (его партнер – председатель совета директоров холдинга Александр Фролов), продал крупный пакет акций богатейшему человеку России Абрамовичу? Было ли это добровольное решение или же часть придуманного в высоких кабинетах плана? Или это естественное в нынешних условиях стремление к консолидации?
Ответы на эти вопросы последуют скоро, уже сейчас очевидно, что за этой сделкой последует следующий шаг. Абрамович – одно из «доверенных лиц» путинской администрации, считается, что все свои сделки в нефтяном секторе и цветной металлургии он согласовывал с Кремлем. Некоторые аналитики считают, что как мастер изощренных бизнес-схем он призван организовать и провести некую комбинацию по усилению государственных позиций в отрасли. Возможно, «Евраз» будет использован в качестве инструмента для будущей консолидации в российской стальной индустрии.
В группу «Евраз» входят Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий комбинаты, итальянский завод Palini & Bertoli, а также чешский Vitkovice Steel. Рудные и угольные активы обеспечивают 70% потребностей группы в железной руде и полностью – в угле. Консолидированная выручка в 2005 г. составила $6,51 млрд., чистая прибыль – $905 млн.
Есть также версия, что консолидировать российскую металлургию «в интересах Кремля» будет не Абрамович, а Алишер Усманов. Этот предприниматель стоит накануне создания крупнейшего железорудного холдинга (Лебединский и Михайловский ГОКи, которые обеспечивают до 40% производства руды в РФ, украинский ГОК «Сухая Балка», а также Оскольский меткомбинат) стоимостью около $8 млрд.
На рынке ожидали, что акции «Евраза» купит именно «Металлоинвест» Усманова и его партнера Василия Анисимова. Однако и после сделки с Абрамовичем существует вероятность того, что именно Усманов будет вести слияния и поглощения в черной металлургии. Не стоит забывать, что Усманов не только глава «Металлоинвеста», но и гендиректор «Газпроминвестхолдинга», дочерней структуры «Газпрома». Он имеет полное доверие со стороны главы газовой монополии Миллера, одного из самых близких к Путину чиновников. Таким образом, либо Абрамович, представитель «ельцинской семьи» в окружении Президента РФ, либо представитель «газпромовской» партии в администрации Усманов, а может, иное лицо займется созданием подконтрольной власти компании в черной металлургии. Впрочем, сейчас стал вырисовываться еще одни вариант, с участием всех трех вышеупомянутых олигархов. Так, «чемпиона» в чермете будут вместе создавать Мордашов, Усманов и Абрамович.
***
Зачем все это Кремлю – вопрос риторический. Администрация Путина – это, прежде всего, контроль. Контроль над СМИ помог путинской команде прийти к власти, тотальный контроль над центральными и региональным органами власти, начиная от Думы и заканчивая законодательным собранием в какой-нибудь Туве позволил эту власть укрепить, а прямой контроль над крупными промышленными объектами дает не только возможность осуществлять нужную экономическую политику, но и держать руку то ли «на пульсе», то «на горле» российского бизнеса.
Лично преданные Путину госменеджеры газовых и нефтяных компаний, металлургических и машиностроительных холдингов – это гарантия того, что и после появления в России де-юре нового Президента в 2008 г. реальная власть и курс страны де-факто не претерпят изменений.
Наблюдатели полагают, что в ближайшее время на базе некогда частных компаний могут быть созданы государственные не только в металлургии, но и в таких секторах экономики как тяжелое машиностроение (на базе «Уралмаша»); энергетическое машиностроение (на базе «Силовых машин»); железнодорожное машиностроение (производство локомотивов, вагонов, рельс и пр.); атомное машиностроение; авиатранспорт (на базе «Аэрофлота») и пр.
Ряд экспертов в самой России считают, что мощная волна национализации грядет с 2007 г. Стремясь установить контроль над стратегическими отраслями, Кремль будет поглощать самые крупные и прибыльные компании. По всей видимости, даже если государство сохранит на постах руководителей этих компаний прежних менеджеров или пригласит наемных, эффективность деятельности этих активов неуклонно будет падать, поскольку все важные управленческие решения придется согласовывать с центром.