Кременчугская поТАСовка

Share

Напряжение вокруг корпоративного конфликта на Кременчугском сталелитейном заводе не спадает. Неуклюжие попытки Сергея Тигипко, главы группы ТАС, одного из акционеров КрСЗа, откреститься от действий захватчиков только укрепляют мнение наблюдателей в том, что именно ТАС и «Приват» организовали рейдерскую атаку на стратегическое для вагоностроительной отрасли предприятие.


 


Уже практически неделю внимание общественности приковано к Кременчугскому сталелитейному заводу, расположенному в Полтавской области, который был захвачен группой неизвестных, прибывших на нескольких автобусах и силовым методом зашедших на предприятие. Это произошло после того, как менеджмент КрСЗа отказался выполнять решение собрания акционеров в Днепропетровске о смене руководства завода в связи с его незаконностью.


 


Напомним, что в декабре 2005 г. компания «Профреестр», подконтрольная одному из акционеров КрСЗ группе ТАС, сорвала очередное собрание акционеров предприятия, незаконно отказавшись сделать рассылку акционерам уведомления о проведении собрания. Вслед за этим ТАС, в сотрудничестве с компанией «Славутич-Капитал» (близкой к «Привату»), провела в мае-июне 4 собрания подряд в Днепропетровске. Эти мероприятия сопровождались силовой напряженностью, которая потребовала вмешательство правоохранительных органов.


 


Тем не менее, по итогам собрания обе ФПГ вынесли решение сменить топ-менеджеров завода. В то же время, у других акционеров КрСЗа, представляющих интересы банка «Форум», были на руках вердикты судов, согласно которым эти собрания акционеров и их постановления признавались незаконными. Кроме того, новоназначенному председателю правления Дмитрию Черненко, человеку холдинговой компании «ТЭКО-Днепрометиз» (группа ТАС), вообще определением суда запрещено появляться на территории завода.


 


Дело в том, что, несмотря на утверждения, будто им удалось сконцентрировать 60% акций предприятия, инициаторы днепропетровских собраний до сих пор не могут предоставить соответствующие доказательства в судебные инстанции. Вероятно, этот правовой тупик и стал причиной захват.


 


Отметим расстановку сил на предприятии. Группам ТАС и «Приват» удалось сконцентрировать в своих руках только 58,2% акций КСЗ. Правда, делаются попытки распространить информацию, что, якобы, по состоянию на конец августа около 29% акций КСЗ принадлежит компании «ТЭКО-Днепрометиз», а 33,97% контролируется «Приватом» (как и через кого контролирует, «Приват» умалчивает, что оставляет поле для домыслов и сомнений).


 


Однако, в то же время, 39,2% принадлежит другой группе акционеров, в которую входят страховая компания «Форум» (22,05%), компания «Систем Кэпитал Менеджмент» (9,8%), ООО «Укркомплектплюс» (7,35%). Еще 2,6% владеют физические лица, рассеянные по всей стране, и найти которых (для законной скупки акций) не смогла ни одна сторона конфликта. Таким образом, если «Приват» заявляет о контроле 33,97% акций, то ценных бумаг у Кременчугского завода… около 104%.


 


Показательно, что на пресс-конференции 30 августа представитель «ТЭКО-Днепрометиз» Валерий Новицкий не смог назвать точное количество процентов акций, которыми владеют ТАС и ее партнеры. Четко и неоднозначно он подтвердил лишь наличие около 29% у «ТЭКО-Днепрометиз».


 


Стоит отметить, что захватчики активно пытаются втянуть в конфликт на свою сторону СКМ, но в заявлениях компании, распространенных в СМИ, указывается, что СКМ считает легитимным старое руководство.


 


Де-юре сейчас на предприятии двоевластие. Должность председателя наблюдательного совета занимают Валерий Новицкий («ТЭКО-Днепрометиз») и Павел Лебедев («Форум»), а председателя правления Дмитрия Черненко (ТАС) и Александр Холошин («Форум»). Де-факто же старое руководство не может попасть на завод, поскольку он занят «боевиками» ТАС и «Привата».


 


29 августа на заседании городского совета Кременчуга Сергей Тигипко неуклюже пытался снять с себя подозрения в причастности к захвату. Оказывается, после субботних событий захватчики позвонили с завода и пригласили занять руководящие посты на предприятии. «Нам позвонили, сказали, когда приехать, и что будет спокойно, открыто», – заявил владелец группы ТАС. Как утверждает Тигипко, «судебные исполнители были не нужны», так как звонившие сказали, что на завод можно будет «спокойно зайти».


 


По словам банкира, документально сотрудничество ТАС со структурами, напавшими на завод, не зафиксировано. Почему узнав о бандитском нападении на завод «тасовцы» бросились занимать кабинеты руководителей, а не звонить в милицию и спасать предприятие, Тигипко не объяснил, хотя для одного из хозяев завода было бы логичней противодействовать погромщикам, а не сотрудничать с ними.


 


«Я не знаю ни структур, которые работали, вот это, делали этот прорыв, нападение, разбой – как хотите, его называйте. Я не знаю, кто эти структуры», – заявил Тигипко, добавив, вместе с тем, что, по его сведениям, «мы… ни в каких договорных отношениях никогда не были и не являемся с ними в каких-то договорных отношениях».


 


В зале находился бывший, до избрания в Верховную Раду Украины по списку БЮТ, главой наблюдательного совета КСЗ Павел Лебедев, который выразил сомнение в том, что Тигипко не был проинформирован о нападении. «Цинизм как раз состоит в том, что человек, политик говорит, что “я не знаю, или мне позвонили по телефону”, и за час… за час туда прибывают бандиты, охранная структура в количестве 500 человек и должностные лица группы ТАС», – констатирует депутат.


 


«Ежегодно – 2003, 2004, 2005-ый – проводились собрания акционеров открытые, на которых присутствовало 99% акционеров. И все эти отчеты правления принимались единогласно, – продолжает Лебедев. – …Я задаю вопрос. Я не следователь, но я сам себе задаю вопрос: если все понятно, все прозрачно, зачем проводить 4 собрания?». По мнению бывшего менеджера КСЗ, созыв четырех собраний подряд был вызван стремлением части акционеров завода провести допэмиссии для размывания чужого пакета и для махинаций с реестром акционеров.


 


Вероятнее всего, как намекает Лебедев, захват осуществлялся силами, так или иначе связанными со «Славутич-Капитал», имеющего отношение к группе «Приват», с целью поставить на руководящие посты дружественный менеджмент. Напомним, что эта днепропетровская ФПГ начала скупку активов в вагоностроительной отрасли («Днепровагонмаш», Крюковский вагонозавод), а Кременчугский сталелитейный как раз поставляет продукцию для вагоностроительных предприятий.


 


Скорее всего, именно чтобы завладеть сбытом КрСЗа, и был осуществлен налет на предприятие. Сейчас группа ТАС пытается загладить конфликт, фактически предлагая взятку рабочему коллективу. В частности, Тигипко заявил, что его группа берет на себя компенсацию материальных потерь работников предприятия, пострадавших от погрома. «Мы готовы как акционеры, если есть какие-то вопросы, компенсировать какие-то личные потери», – заявил владелец группы ТАС. Вместе с тем, конфликт несет в себе негативный мультипликативный эффект для всей отрасли, поскольку Кременчугский сталелитейный в нынешней ситуации может сорвать поставку своей продукции вагоностроительным заводам, обязательства по контрактам которых перед заказчиками, в свою очередь, также уже заморожены.