«Приват» в Кременчуге: лиха беда начала?

Share

26 августа состоялся силовой захват Кременчугского сталелитейного завода. Это произошло после того, как новое руководство предприятия, близкое к группам ТАС и «Приват», не смогло приступить к работе. Представители других акционеров, связанных с банком «Форум» и СКМ, считают смену власти на КрСЗ незаконной. Основной причиной эскалации конфликта с большой долей вероятности можно считать борьбу за то, кто будет контролировать сбыт продукции завода.


 


Изначально Кременчугский сталелитейный завод входил в вагоностроительный дивизион холдинга Midland Resources. Еще в июне прошлого года совладелец группы Эдуард Шифрин называл вагоностроение одним из стратегических направлений своего бизнеса. Тогда Midland аккумулировал четыре завода на территориях Польши, Украины и России (Novy Mystal, «Днепровагонмаш», «Крюковский вагонзавод», машиностроительный завод в г. Энгельсе). А поставки стального литья для грузовых вагонов осуществлялись с КрСЗа.


 


Тем не менее, в этом году Midland начал продавать свои вагоностроительные активы. О причинах данного решения остается лишь теоретизировать, однако можно предположить, что оно связано с наличием избыточных мощностей на Украине. От «Укрзализныци» заказов не поступало, а поставки вагонов для «Запорожстали» в таких количествах оказались не нужны. В итоге блокирующие пакеты украинских заводов стали переходить в другие руки. Сейчас их новым собственником стала группа «Приват».


 


При детальном рассмотрении создание вагоностроительного бизнеса для днепропетровской группы имеет смысл. В орбиту «Привата» входит ряд сырьевых активов – горно-обогатительных комбинатов и коксохимических заводов. На данный момент при замедлении темпов производства в металлургии эти мощности оказываются избыточными. А экспорт руды и кокса ограничен несвоевременной подачей вагонов «Укрзализныцей». Чтобы хоть частично не зависеть от железнодорожного монополиста, «Приват» начал скупку профильных заводов.


 


В то же время, на пути успешного развития нового направления мог встать менеджмент Кременчугского сталелитейного завода. Дело в том, что КрСЗ занимает 75% украинского рынка стального литья для вагоностроительной отрасли, а основными потребителями его продукции являются как раз «Днепровагонмаш» и Крюковский вагоностроительный завод, а также Стахановский вагонзавод и эскаэмовский «Азовмаш».


 


Параллельно группа ТАС, подконтрольная Сергею Тигипко, начала продавать непрофильные активы, считая таковыми те, которые не входят в финансовый сектор. А в вагоностроении ТАС владеет блокпакетами Кременчугского сталелитейного, «Днепровагонмаша» и Крюковского вагоностроительного (последний уже продан). Можно предположить, что ТАС продал бы свои акции и первых двух «Привату». Не исключено, что и «форумовцы» могли предлагать свою кандидатуру, как покупателя (его структуры владеют 30% в КрСЗ и до 10% в ДВМ).


 


В любом случае, в мае часть та часть акционеров сталелитейного завода, связанных с группами ТАС и «Приватом», инициировала в Днепропетровске собрание, итогом которого стала смена председателя наблюдательного совета предприятия. В новую должность вступил председатель правления компании «ТЭКО-Днепрометиз» Валерий Новицкий вместо Павла Лебедева. Кроме того, председателем правления завода утвердили Дмитрия Черненко вместо Александра Холошина, утвердили новых членов правления и членов наблюдательного совета, а также поручили вести реестр ООО «ОФР-Запорожье» вместо «Профреестр».


 


Старое правление завода во главе с Холошиным, которое представляет интересы группы банка «Форум», заявило о незаконности собраний. Его поддержал миноритарный акционер КрСЗ – компания СКМ. Вероятно, сбытовая политика, проводимая старым менеджментом, вполне устраивала «Азовмаш», а вот с новым правлением могли возникнуть вопрос.


 


Итого, захват предприятия произведен неизвестными, обе стороны конфликта открещиваются от этих деяний и размахивают взаимоисключающими решениями судов. Что будет дальше? Можно предположить, что либо мировое соглашение между противоборствующими группами, либо суды и «военные действия» с демонстрацией собственного властного лобби с привлечением силовых структур. Между тем, может оказаться, что Кременчугский сталелитейный завод – генеральная репетиция «Привата». Как известно, ядром группы является банковский бизнес, что ставит под вопрос независимое существование самого банка «Форум». Тем более, что в мае депозитарно-фондовая компания «Славутич-Капитал», близкая к «Привату», заявляла о намерении увеличить свою долю в «Форуме» до контрольного пакета (сейчас владеет 0,01%).