Одной из ключевых проблем газовой отрасли Украины –накопленная задолженность за импортированный газ. И как раз в тот момент, когда «Нафтогаз» выплатил существенную часть задолженности перед своими партнерами, у главного его кредитора НАКа и монопольного посредника «РосУкрЭнерго» терпение иссякло. «Нафтогазу» фактически выставлен ультиматум: или погашение в течении двух недель долга, или обращение в Стокгольмский арбитраж, разбирательство в котором вряд ли будет успешным для украинской стороны.
Главной причиной газовых проблем Украины является чрезвычайно высокая «газоемкость» ее промышленности и коммунального сектора. Поэтому, несмотря на скорое сложение своих полномочий, особое внимание на минувшей неделе уделило планированию долгосрочных мероприятий, направленных на совершенствование системы учета газа и механизмов его оплаты как необходимого условия реализации стратегического курса на сокращение внутреннего потребления слишком дорогого «голубого топлива».
На состоявшемся 26 июля заседании Кабинета министров, посвященном вопросам энергетики, был утвержден план мероприятий по реализации положений Энергетической стратегии до 2030 г., предполагающий сокращение к 2010 г. общеукраинского потребления газа на 7% или на 5,4 млрд. м куб. при приросте собственной добычи (см. табл. 1).
Табл. 1
Газовый баланс согласно “Плану мероприятий по реализации энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.”
Год | Потребление всего, млрд. м3 | Собственная добыча, млрд. м3 |
2007 | 75,7 | 21,5 |
2008 | 74,4 | 22,1 |
2009 | 72,5 | 22,7 |
2010 | 71,7 | 23,2 |
Помимо планирования будущего газового баланса, Кабмин уделил внимание и балансу текущему. Особое внимание было уделено слабой платежной дисциплине «отдельных» потребителей, среди которых традиционными лидерами по неплатежам остаются предприятия коммунальной теплоэнергетики, оплачивающие только 65% потребляемого газа и сохраняющие задолженность более 600 млн. грн. Согласно неофициальной информации, в качестве еще одного средства стимулирования платежей, помимо отключения неплательщиков, на заседании Кабмина рассматривалась и возможность внедрения предоплаты за поставляемый газ.
Если надежда на относительно быструю стабилизацию украинского политикума сохраняется, то финансовое состояние «Нафтогаза» еще долго не нормализуется. Во всяком случае, сегодняшний руководитель НАКа поводов для оптимизма не видит. В то время, как «УкрГаз-Энерго» заработает на украинском рынке, согласно подсчетам А.Болкисева, порядка $90 млн., его совладелец «Нафтогаз» по итогам 2006 г. впервые за последние годы получит отрицательный финансовый результат. Надежды на прибыль появятся только в І квартале 2007 г. – и это при том, что тогдашнюю стоимость импортного газа предсказать пока невозможно. В условиях оттеснения «Нафтогаза» от экспорта и снабжения газа промышленным потребителям основным источником прибыли НАКа остается коммунальный сектор, регулярно недоплачивающий за газ, и розничные потребители. Поэтому вышеупомянутые намерения Кабмина по мобилизации платежной дисциплины выглядят своевременными, однако трудновыполнимыми. Председатель правления НАКа при этом настаивает на необходимости «увеличивать внутренние цены для того, чтобы не допустить шантажа украинских потребителей резким поднятием цен». Причем такое повышение необходимо даже в случае, если «удастся отстоять цену на газ в $95 за тыс. куб. м», поскольку «пора положить конец заявлениям, что украинский рынок — дотационный, а цены на газ — льготные».
В опубликованном в тот же день интервью, заместитель председателя «Нафтогаза» председатель правления “УкрГаз-Энерго” Игорь Воронин достаточно неожиданно объявил о погашении «Нафтогазом» задолженности перед “УкрГаз-Энерго” в $206 млн. (остались только $56 млн. задолженности дочерних компаний). При этом, по словам Воронина, решена и проблема справедливой тарификации хранения газа в украинских ПГХ: «На сегодняшний день у нас не существует вопроса по тарифам на закачку. У нас существует только один вопрос – о заключении договора с “Укртрансгазом” на условиях, которые бы защищали интересы, как хранителя газа, так и компании, закачивающей газ». Вопрос, как именно решены эти столь болезненные проблемы, остается пока открытым.
Также обращает на себя внимание жесткая, хотя и не персональная, критика заместителем председателя правления «Нафтогаза» своего непосредственного начальника председателя этого правления А. Болкисева. В частности, И.Воронин отмечает, что «УкрГаз-Энерго» – это реальный механизм учета интересов потребителя газа – украинской промышленности, и целей поставщиков – RUE и «Газпрома». Это если судить по фактам, а не по инсинуациям». Напомним, что Болкисев скептически оценивает полезность посреднических услуг “РосУкрЭнерго” и «УкрГаз-Энерго» и является сторонником доминирования на рынке «Нафтогаза» и его 100% дочек. Все это более чем красноречиво подтверждает один из выводов исследования “Препятствия для инвестиций в Украину”, подготовленного Европейской Бизнес Ассоциацией, согласно которому «украинским властям целесообразно более четко определить структуру и управление в нефтегазовом комплексе, поскольку каждый из указанных элементов создает путаницу для иностранных компаний-инвесторов». И остается надеяться, что новый состав Кабмина и его энергетического блока, несмотря на его коалиционный характер, все же будет демонстрировать большую степень консолидации – по крайней мере, публично.
Успешно продвигается дело и с погашением задолженности «Нафтогаза» перед Туркменией, являющееся обязательным условием возобновления переговоров о поставках туркменского газа непосредственно НАКу. На минувшей неделе полностью была погашена денежная часть задолженности, в результате чего Украина сократила размер своих обязательств перед Туркменистаном с $250 млн. до $47,4 млн. Оставшуюся сумму Украина должна погасить товарными поставками в течении ближайшего месяца.
А бюджет “УкрГаз-Энерго» существенно пополнился и за счет кредита в $110 млн по средневзвешенной ставке Libor+3,05%, выданному 1 августа “Райффайзенбанк Украина” и Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG. Согласно официальной информации, “УкрГаз-Энерго”, использует привлеченные средства исключительно для закупки природного газа с целью его накопления в подземных хранилищах газа Украины и поставки своим потребителям во время следующего отопительного сезона. Погашение «Нафтогазом» своего долга перед “УкрГаз-Энерго» и получение последним кредита под зимние поставки газа существенно сняло напряженность в столь болезненном для Европы и «Газпрома» вопросе, как заполнение газом украинских ПГХ. Ранее «РосУкрЭнерго» и “УкрГаз-Энерго” напрямую увязывали дополнительные поставки газа в украинские газохранилища с погашением задолженности «Нафтогаза». И соглашение о таких поставках было достигнуто, о чем 31 июля завил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, по словам которого, “Согласованы с украинской стороной поставки дополнительных объемов газа для закачки в подземные хранилища на территории Украины».
Однако финансовые успехи “УкрГаз-Энерго» не смягчили позицию ее материнской компании в лице «РосУкрЭнерго», которая 28 июля потребовала погасить до 15 августа задолженность за поставленный в первом квартале 2006 г. газ в размере $371,789 млн. А «в случае неполучения денежных средств в указанный выше срок компания оставляет за собой право обратиться в арбитраж за защитой своих интересов без дополнительного уведомления НАК. При обращении в арбитраж компания потребует уплаты суммы основного долга и пени за весь период просрочки». Ранее НАК «Нафтогаз» обещал погасить задолженность до 1 июля, а сейчас планировал рассчитаться до 1 сентября. В соответствующем письме к главе украинского Кабмина Юрию Еханурову «РосУкрЭнерго» подчеркивает: «Считаем, что бездействие НАК “Нафтогаз Украины” в части исполнения своих долговых обязательств является катализатором негативных процессов в сложном деле обеспечения природным газом потребителей Украины».
Здесь нельзя не согласиться с «РосУкрЭнерго»: обеспечение Украины газом действительно является сложным делом. А ультимативная позиция «РосУкрЭнерго» свидетельствует еще и том, что в современных украинских политических реалиях это дело является также и малопредсказуемым. Поэтому монополист-посредник и стремится получить заработанное прямо сейчас, не дожидаясь окончательной расстановки сил в украинском истеблишменте и его энергетической составляющей.
См. также другие материалы опубликованные в рамках спецпроекта uaprom.info «Газовое противостояние»
Новые газовые реалии «Нафтогаза»