Майское 25%-ное повышение цен на электроэнергию является третьим за последние 14 месяцев. Однако это лишь «первая ласточка» в очередном списке запланированных украинским правительством решений в области ценовой политики. Национальной комиссии регулирования электроэнергетики взяла курс на 25%-ное повышение тарифов на обозначенные ресурсы раз в полугодие вплоть до 2008 г. Это означает, что после увеличения тарифов с 1 мая на 25% НКРЭ предлагает поэтапно повышать их на эту же величину – 25% – с 1 сентября (или с 1 июля) 2006 г., с 1 апреля и 1 сентября 2007-го, а также с 1 мая 2008 г.
Кроме того, ряд отраслевых экспертов предрекают два ценовых скачка для населения в сфере услуг, которые, по их прогнозам, будут приходиться уже на нынешнее лето: с 1 июля ожидается очередное 25%-ное повышение цен на электроэнергию и газ, а в течение июля – августа население обречено на неизбежное повышение местными советами тарифов на жилищно-коммунальные услуги, поскольку рост цен на энергоносители ставит городские советы перед необходимостью увеличения цен на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Аргументы «за» и «против»
Следует отметить, что рынки энергоресурсов, в т. ч. рынок электроэнергии, в Украине носят в основном формальный характер: тарифы для конечных потребителей почти не определяются ценовой рыночной конъюнктурой. А причиной появления ценовых диспропорций являются несовершенная структура рынков и искажение тарифной политики вследствие чрезмерного административного вмешательства.
Как отмечается в проекте Концепции государственной энергетической политики Украины на период до 2020 г., подготовленном экспертами Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова, важнейшими вопросами, назревшими сегодня и требующими безотлагательного решения, являются, прежде всего, несовершенство ценовой, налоговой и тарифной политики государства в энергетической сфере, а также недостатки соответствующего законодательства. Все это обусловливает несформированность конкурентного энергетического рынка и необходимой для него инфраструктуры, непрозрачность хозяйственной деятельности естественных монополий, а также невозможность обеспечения реального самофинансирования отраслей ТЭК.
Видимо как раз желанием решить последнюю из отмеченных проблем – проблему реального самофинансирования отечественной энергетики – объясняется неоднократное упоминание в тексте национальной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г. необходимости проведения неуклонной ценовой либерализации в ближайшие 2-5 лет на внутренних рынках энергоресурсов, и, более того, – необходимости постепенного приближения уровня цен на этот стратегический вид ресурсов к уровню среднемировых или среднеевропейских цен.
В то же время необходимо оговориться о том, что ценовые энергетические шоки влияют, прежде всего, на уровень затрат производства, сокращая, таким образом, его конкурентоспособность, то есть влекут к приостановке/снижению темпов роста ВВП, что и наблюдается сегодня в Украине: низкие темпы роста ВВП в первом квартале 2006 г. (2,4%) и относительное сокращение промышленного производства специалисты-отраслевые эксперты объясняют значительным ростом цен на электроэнергию, природный газ (на 30%) и его транспортировку (на 41%) с начала текущего года.
Интересна позиция относительно экономической обоснованности решения НКРЭ, касающегося повышения энерготарифов в коммунальном секторе, заместителя министра топлива и энергетики Сергея Титенко, который «оправдывает» рост тарифов на электроэнергию ростом с 1999 г. всех видов тарифов в ЖКХ (дескать, почему не может расти цена на электроэнергию, когда другие тарифы претерпевают неоднократные изменения в сторону повышения), а также возможностью искоренить, наконец, пресловутое «перекрестное субсидирование» благодаря постоянному повышению тарифов до 1 января 2008 г., что является, по его мнению, неизбежным. «…По итогам 2005 г. разница между стоимостью электроэнергии, которую потребило наше население, и всей стоимостью электроэнергии, которую переплатили другие сектора экономики — 3,6 млрд. грн. НКРЭ рассчитывает, что цены на электроэнергию мы будем постепенно повышать до 1 января 2008 г. С этого момента уже не будет «перекрестного субсидирования», и это означает, что эти условные 3,6 млрд. грн. освобождаются и их можно будет пустить на модернизацию отрасли», – считает Сергей Титенко.
Однако более убедительно в аспекте экономической обоснованности необходимости повышения энерготарифов для населения выглядят аргументы начальника отдела связей с общественностью и международной координации НКРЭ Владимира Бринзюка. Принимаемые «непопулярные» меры повышения (причем в перспективе неоднократного) уровня тарифов в сфере электроэнергетики, связаны, по его словам, прежде всего, с несовершенством структуры собственно тарифа на электроэнергию. Так, в частности, весьма длительный период времени в тариф не закладывались расходы на реконструкцию электросетей, которые на большей территории Украины, особенно в сельской местности, еще со славных времен электрификации (с 1960-х гг.) до сих пор остаются «нетронутыми». Кроме того, порядка 50% украинских генерирующих мощностей приходится на теплоэлектростанции, в то время как последние используют наиболее дорогие энергоносители – газ и нефтепродукты, цены на которые имеют устойчивую тенденцию неуклонного роста.
«…Для бытового потребителя… ближайшая перспектива с тарифами на электрику весьма безрадостная, ведь сегодня тарифом покрывается лишь 42 % себестоимости произведенной электрики», – констатирует Владимир Бринзюк.