В масштабах стран СНГ украинский автомобильный рынок оценивается как второй после России, а по определению самих его участников – как самый перспективный. Спрос на автомобили снова на пике роста. Продавцы же обеспокоены нестабильностью украинского таможенного законодательства, неразвитостью дилерских сетей и возрождающимися очередями на определенные марки. В диалоге о ситуации на автомобильном рынке по инициативе uaprom.info приняло участие представители нескольких дилерских компаний.
Анатолий Грек – директор компании «Автоцентр-Атлант-М», представляющей на рынке Украины марку «Фольксваген» – один из них.
– Что, на ваш взгляд, является особенностью нынешнего состояния автомобильного рынка Украины и какие факторы больше всего сегодня влияют на его развитие?
– В этом году по итогам пяти месяцев рост продаж порядка 46%. И это – один из лидирующих показателей. Но я не стал бы обольщаться, поскольку это сравнение с пятью с прошлыми – послереволюционными – месяцами. Тем не менее, рынок динамичный, развивающийся. Если сравнивать с соседями, то в этом году хорошие показатели у Беларуси – 75%, что связано отнюдь не с ростом благосостояния населения, а с тем, что государство легализовало бизнес и упростило схемы ввоза автомобилей. Что касается России, то рост там тоже есть, хотя и не такой большой, как в Беларуси и в Украине. Главным образом за счет Москвы и продаж в городах-миллионниках.
Если смотреть в ракурсе стран СНГ, то украинский рынок автомобилей – самый перспективный. И по процентам роста, и по абсолютным показателям. Это – второй по объемам рынок после России.
С точки зрения внутренних процессов, которые для нас оказались важными, то это сама величина новой таможенной пошлины. У нас получается суммарный таможенный платеж на уровне 51%. Это – один из самых больших в Европе. Но более важным оказался фактор стабильности законодательства. Если за последние 2,5 года налогообложение относительно продажи автомобилей поменялось три раза, то каждый раз это сопровождалось определенным падением показателей рынка.
Несмотря на это, на автомобили той марки, которую мы представляем образовалась очередь. И для нас проблема не в том, чтобы продать продукцию, а в том, где взять автомобиль.
В Украине сложилась интересная ситуация: многие автомобильные компании, которые имеют импортные контракты, расположены в Киеве, заботясь о собственных интересах, они не позволяют развиваться дилерской сети. Они полагают, что у них все хорошо – есть очередь на автомобили, растут продажи… В то время, как можно было бы вести нормальную конкуренцию, привлечь франшизами других, развивать свои бренды. Мои прогнозы таковы, что это будет продолжаться еще в ближайшие три-четыре года.
Те мощности, которые есть у украинских дилерских предприятий, не смогут отпустить необходимое рынку количество автомобилей. Ведь каждая компания имеет своей свой порог мощности. Рынок же постоянно растет. Вот почему необходимо создавать новые дилерские предприятия, а чтобы построить их с ноля, необходимо два-два с половиной года. Поэтому, если даже вот сейчас кто-то бы начал этим бизнесом заниматься, то в лучшем случае только через такой период времени он сможет отпускать автомобили иностранных марок. Вот такая особенность.
– А ваше предприятие развивает свою дилерскую сеть?
– Если брать наше предприятие, то «Фольксваген» – это единственная марка автомобилей, имеющая пять концептуальных дилерских центров в Киеве и 19 дилеров по всей Украине. Как говорится, «накрыты» все регионы. В тех регионах, где нет собственных дилерских центров, там обязательно есть контрактный партнер. Считаю что наша дилерская сеть одна из самых качественных.
– Но очередь на приобретение товара, даже пусть образовавшаяся на несколько месяцев, вряд ли может свидетельствовать положительную тенденцию вашего положения на рынке…
– Мы сейчас начали реализацию инвестиционного проекта по строительству пятиэтажного паркинга с парковочными местами в пределах 260 автомобилей и по увеличению площадей для обслуживания ровно в два раза. Но, реагируя на ваше замечание, сообщу о том, что уже четыре года мы продаем больше всего автомобилей этой марки в СНГ. Тем не менее, смотрим в будущее и понимаем, что объемы продаж будут увеличиваться. Потому и начинаем это строительство с весьма существенными объемами инвестиций.
– Вы уже немного коснулись аспекта нормативной базы как фактора, влияющего на развитие украинского рынка автомобилей. Но стоит посмотреть на нынешнюю ситуацию в этом аспекте по-другому. Можно ли говорить о каких-то положительных моментах?
– Ожидается изменение законодательства в части оперативного лизинга. Предприятиям действительно станет выгоднее покупать автомобили в лизинг, что непременно приведет к росту продаж. Можно рассчитывать и на то, что станет доступнее получать кредиты. Если уже сейчас 91% покупателей автомобилей – это физические лица, то шансы будут еще больше.
– Реагирует ли страна-производитель на изменения украинского законодательства?
– Конечно. Смотрите: именно в связи с этим «Фольксваген» производится на заводе в Германии, потом уже полностью собранные эти автомобили поступают в Словакию, где их разбирают до машинокомплектов, которые впоследствии завозят в Украину. Производитель поступает таким образом , чтобы стоимости автомобиля не коснулась увеличенная украинская пошлина.
– Какие последствия вы предполагаете в связи с переходом на стандарт «Евро-2»?
– Позитив в том, что уменьшится количество автомобилей, которые не проходят этот стандарт. Второе – безусловно, автомобили подорожают. С точки зрения потребительского спроса, то тут, я думаю, не изменится ничего – он буде возрастать. «Евро -2» коснется положения отечественных марок автомобилей, российских изделий. Для иномарок же уже внедрены стандарты «Евро-3» и «Евро-4».
Говоря об особенностях украинского автомобильного рынка, президент Украинской автомобильной корпорации (УАЗ, ВАЗ, ВИС, МАЗ) Виталий Джуринский начал из сравнений.
– Автомобильный рынок обычно развивается на уровне 25 %. Мы имеем уже 40%. К тому же разный сезон дает разные уровни продажи. То есть, идет спад деловой активности летом и традиционная активность в 4 квартале.
Этот рынок вообще-то легко прогнозируемый. Он исходит от потребностей человека. Если потребность в пище измеряется в килокалориях, и в разных странах она разная, то точно также существует потребность в средствах передвижения. И уровень жизни населения является главным фактором в той или иной стране. Если говорить о тенденции, то мы должны посмотреть на рынок той же Америки и сказать, что у нас отставание на 15 лет, значит через это время наш рынок будет в процентном отношении такой же, как рынок Америки. Потенциал Украины к России всегда определялся как один к трем.
На разные группы товаров – разные потребности. Если говорят: Россия – страна автомобильная, то не это не совсем так. Это страна железнодорожная. Потому что от Москвы до Красноярска или до Хабаровска люди вряд ли поедут на автомобиле. Перевозки на таком расстоянии железнодорожным транспортом с точки зрения логистики рентабельнее, чем автомобильным. Поэтому, когда сравниваем Украину и Россию и говорим, что она имеет потенциал один к трем, то смотрим на российский рынок как на более динамичный в силу наличия огромных природных ресурсов и прочих стартовых позиций после приобретения Украиной независимости.
По прогнозам на ближайшее время, рост продажей автомобилей в Украине составит 25% по сравнению с прошлыми годами.
– Каким может быть поведение зарубежных производителей в связи с этим?
– Производители не будут спокойно реагировать на любые изменения на рынке, особенно, когда возможны потери. Они будут искать способы удержать рынок. В этой ситуации наиболее прогнозируемы российские производители, которые уже создали плацдарм для производства своих автомобилей. Для них лучший выход из ситуации – это увеличение производственных мощностей. Таким образом, они попадут на рынок по льготному режиму, что может стимулировать открытие новых заводов- производителей.
Но возможно совершенно другое развитие ситуации. В связи с этим неблагодарное дело прогнозы. Скажем, сохранит ли Украина пошлину на уровне 25% или все-таки она примет тот размер пошлины, под которым она подписалась вместе с другими странами на уровне 10% для автомобильного рынка. Разница между этими пошлинами вносит существенную корректировку.
– Как оправдывает себя система информирования официальными дилерами таможенных органов относительно подлинной стоимости автомобилей?
– Система действует уже в течение 3-4 лет. Кстати, относительно российского рынка, то мы – хорошее или плохое повторение друг друга. Относительно информированности таможенных органов и участников рынка – взаимно. Вопрос есть в наличии единой базы данных, которая бы существовала в разных регионах. Мы только сейчас подошли к финансовой возможности инсталляции единой программы во всех таможенных органах страны. Это даст еще один толчок для легализации бизнеса в этом сегменте. Да, до недавнего времени мы информировали центральный аппарат таможенной службы, а на местах бывали случаи, когда автомобиль проходит таможенное оформление по значительно заниженной цене. Соответственно 25% пошлины и 20% НДС терялись – это создавало немалую дырку в бюджете страны.
– Правда ли, что Киев стремится держать в своих руках основную часть рынка автомобилей? Возможна ли на ваш взгляд, конкуренция между дилерами в пределах одной марки.
– Нет, это неправда. Нет такого искусственного деления, хотя на сегодняшний день 32,5% всего рынка – это Киев. На мой взгляд, рост благосостояния регионов приведет молниеносно к росту продаж. А автомобильные производители рынок условно не делят, а распределяют услуги дилеров, исходя от количества населения. Если трехмиллионный город, то в нем должно быть и соответствующее количество дилеров.
Рынок должен быть цивилизованным. Производители допускают конкуренцию внутри, но при этом нет свободного движения с точки зрения заявок на рынок. Это определяется авторскими правами. Нельзя придти и сказать: я занимаюсь продажей какого-то бренда, не получив на это права от самого производителя. Это же как фамилию носить…
Генеральный директор компании «АВТ Бавария» ( представляющая марки автомобилей БМВ, мини-Роллс-ройс) Александр Тимофеев свой ответ на вопрос о факторах, влияющих на развитие автомобильного рынка, начал с темы пошлин.
– Пошлины должны быть уменьшены. Причина известна и проста: большие пошлины толкают контрабанду. Кроме того, мы не должны ограничиваться только сборкой автомобилей, а стремиться к тому, чтобы сюда пришли нормальные производители, а для тех, кто будет реально производить автомобили, в пошлинах особого барьера не будет.
Конечно, полный нонсенс в том, что за полтора года три раза поменяли законодательство относительно пошлин. Можно представить ситуацию каждого дилера, у которого, скажем, на складе 200-250 машин, и он вдруг узнает, что пошлину повышают на 10 %. Сразу можно просчитывать огромные убытки. Пошлины, если уж решили с ними что-то делать, нельзя менять когда попало, а только в конце бюджетного года, чтобы участники рынка могли планировать свой бизнес.
На мой взгляд, украинский рынок автомобилей еще очень неразвитый. Да, он идет семимильными шагами вперед, но он еще не имеет достаточных объемов в продажах, чтобы сюда захотели придти производители. Хотя, по нашим прогнозам, они уже весьма скоро придут. Это будут производители массовых марок автомобилей, необходимых покупателям среднего класса.
Кроме того, у нас недостаточно комплектующих. В это тоже есть серьезный вопрос – как обеспечить рынок комплектующими изделиями.