Двенадцать кругов вокруг воздушной безопасности

Share

С действиями правительства вновь не соглашается кто-то из «воздушных» ведомств. После Национального авиакосмического агентства, не пожелавшего переподчиняться Минпромполитики, о своем несогласии с правительственными решениями заявило руководство Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба). А несогласно оно с образованием еще одного ведомства – Государственного департамента авиационного транспорта (Укравиатранс). Двумя постановлениями и дополняющим их указом президента страны определены функции, задачи и права этих служб. Но понять, кто на самом деле будет отвечать за воздушную безопасность, теперь не сможет никто. Да и сама ответственность тоже видится весьма призрачной. Нынешняя реорганизация авианадзорной службы – двенадцатая по счету за период с 1992 г.


Впрочем, стоит вчитаться в суть принятых документов.


В двух, одновременно принятых постановлениях правительства зафиксировано принципы подчиненности, основные задачи, права, положения о руководстве обоих структур. Основные из этих положений отражены в таблице, приведенной ниже.  

























Наименование положений постановлений Кабинета Министров Украины №№ 708,709 от 23.05.2006 г.


Государственный департамент авиационного транспорта (Укравиатранс)


Государственная служба Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба)


Подчиненность


Является правительственным органом государственного управления и действует в составе Минтранссвязи Украины, которому подчиняется.


 Является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.


Основные задачи


Участие в реализации государственной политики по вопросам развития гражданской авиации, организация авиационных перевозок, реализация основных направлений экономической, тарифной, финансовой, кадровой, научно-технической, инвестиционной, социальной политики и осуществление мероприятий относительно экологической безопасности в области гражданской авиации, регулирование использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения, осуществление мероприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательство, обеспечение объединенной гражданско-военной системы управления воздушным движением, обеспечение защиты интересов национальных авиаперевозчиков, национального рынка авиаперевозок и доступа к нему эксплуатантов всех форм собственности.


Разработка прогнозов, проектов программ и концепций развития гражданской авиации, осуществление контроля за эффективным использованием воздушного пространства Украины, а также обеспечивать обслуживание воздушного движения, осуществлять «рациональное и эффективное распределение воздушного пространства Украины в интересах национальной экономики и обороны».


Организация разработки и осуществление мероприятий для поддержки летной годности воздушных судов, эффективности их эксплуатации и инженерного обеспечения.


Обобщение практики применения законодательства в вопросах своей компетенции, разрабатка предложений по усовершенствованию законодательства, осуществление государственного надзора за соблюдением на территории Украины – в пределах ее воздушного пространства – всеми субъектами авиационной деятельности, а за пределами Украины – отечественными субъектами авиационной деятельности выполнение правил полетов и эксплуатации авиационной техники, требований к авиационной и экологической безопасности. Организация и проведение независимого расследования авиационных событий и серьезных инцидентов.


Сертификация (государственным испытанием) авиационной техники и объектов авиационной инфраструктуры.


Координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере безопасности авиации, работу по научных исследованиях относительно вопросов безопасности авиации.


Изучение и внедрение мирового опыта работы в вопросах инспекционной деятельности.


 


Основные права


Проведение экспертизы проектов строительства и реконструкции аэропортов в ракурсе требований авиационной безопасности, согласовывать проекты строительства объектов на приаэродромной территории и объектов, которые могут оказывать влияние на работу радиотехнических приборов гражданской авиации.


Решение вопросов, касающихся кадров, представительства Украины в международных организациях гражданской авиации, установление государственных регулируемых тарифов, разработка проектов международных договоров, назначения авиационных перевозчиков в соответствии с положениям межправительственных договоров о воздушном сообщении.


Обеспечение условий для деятельности Украины в Международной организации гражданской авиации (IKAO), других международных организациях.


Проверка персонала на наличие у него профессиональных знаний и навыков и соответствующих удостоверений.


Проверка в установленном порядке состояние безопасности авиации, назначать комиссии с привлечением специалистов соответствующих предприятий, учреждений и организаций для расследования авиационных событий в отношении безопасности авиации.


Готовит предложения по формированию государственного бюджета в части мероприятий, направленных на обеспечения безопасности авиации, контролирует использование бюджетных средств.


Право вносить предложения по аннулированию или остановке действия сертификата в случае нарушения владельцем указанных в нем условий, запрещать выполнения конкретных полетов, если действия эксплуатанта несут угрозу безопасности авиации


Руководство


Директор, назначаемый Кабмином по представлению министра транспорта и связи


Председатель, назначаемый Кабмином по представлению Премьер-министра


Положения об этих двух структурах имеют еще целый ряд конкретных норм, свидетельствующих о стремлении составителей охватить и конкретизировать все важные направления их жизнедеятельности. Примечательно, что при столь большой похожести ряда положений, в частности, касающихся задач обеих структур, нет ни одной строки о координации и взаимодействии между ними. Будут ли возникать на практике ситуации, когда авиаперевозчики не смогут понять, какая из этих структур за что отвечает, за чем следит что вправе от них требовать, покажет время .


Но уже сейчас руководство Госавиаслужбы (председатель Н.Марченко), считает что принятие таких постановлений стало следствием чьего-то «непрофессионального распределения функций между Госавиаслужбой и новообразованным Укравиатрансом». В опубликованной на ведомственном сайте заявлении говорится о том, что «вообще потеряны жизненно необходимые функции технического регулирования, связанные с государственным надзором за обеспечением безопасности авиации, сертификации, регистрации объектов и субъектов авиационной деятельности и ее лицензирования, обеспечения деятельности объединенной гражданско-военной системы использования воздушного пространства, регулирования использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения, защиту авиации Украины от актов незаконного вмешательство и не предусмотрено переходного периода».


То есть, Госавиаслужба, по этому заявлению, уже потеряла эти функции, а Укравиатранс пребывает только на стадии своего формирования и потому выполнять их не может.  По мнению руководства обиженной Госавиаслужбы, из содержания указанных постановлений невозможно сделать четкий вывод относительно ответственности этих органов, их прав и обязанностей. Наводятся данные о том, что по состоянию на 15 июня нынешнего года «де-юре прекращены функционирование системы технического регулирования деятельностью гражданской авиации, что ставит под вопрос легитимность выдачи документов разрешительного характера этой службой».


Кроме того, сообщается, что минтранспорта и связи по неизвестным причинам было отказано в согласовании этих постановлений с Министерством финансов и с той же Госавиаслужбой. Они не были согласованы и с ведущими министерствами в соответствующих отраслях – такими, как Минобороны, Минпромполитики, Минобразования. Проекты постановления не рассматривались на правительственном комитете и не рассматривались на заседании самого Кабинета министров.


По опасению Госавиаслужбы, такая „реорганизация” системы государственного управления авиацией приведет к потере возможности получения статуса полного членства Украины в Объединенных Авиационных Властях Европы до конца нынешнего года, может быть сорвано выполнение задач Плана действий Украина–ЕС в сфере авиационного транспорта и расширения сотрудничества с ЕС. «Как следствие – Украина останется во „второй” категории по программе Федеральной авиационной Администрации США, что будет означать потерю рынка авиационных перевозок к США».


Между прочим, статус органа регулирования гражданской авиации с 1992 г. реформировался 11 (!) раз. Нынешняя реорганизация – уже, стало быть, двенадцатая. Госавиаслужба  входила в состав Министерства транспорта Украины, что, по мнению ее руководства, отрицательно отразилось на развитии отрасли и имидже страны в целом.


В 1993 г. парламент ратифицировал Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации, в том числе Приложение 17 – „Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательство”. В нем, в частности говорится о том, что „каждое государство назначает соответствующий полномочный орган в своем руководящем аппарате, ответственный за разработку, осуществление и обеспечение выполнения национальной программы безопасности гражданской авиации, и сообщает в ИКАО сведения о нем”.


Постановлениями Кабмина фактически нарушается требования ряда стандартов этой конвенции, считают лидеры авиационной службы, если в Украине создается два органы исполнительной власти, которые будут заниматься вопросами защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. По их мнению, эти постановления должны быть отменены как противоречащие международным обязательствам Украины. В противном случае  это приведет к отрицательным выводам аудита относительно авиационной безопасности Украины, который будет проводиться ИКАО во 2 квартале 2007 г. а также может снизить уровень защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательство.


В соответствии со стандартами и рекомендованной практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) система надзора за безопасностью авиации состоит из четырех базовых элементов: стандартизация, сертификации и выдача сертификатов (свидетельств), корректировка стандартов с целью усовершенствования системы лицензирования субъектов авиационной деятельности относительно их способности обеспечить финансирования программ безопасности. В случае отсутствия одного из элементов система не является эффективной.


В связи с этим Госавиаслужба считает, что предложенные изменения в системе регулирования деятельности гражданской авиации отбросят Украину на 5-6 лет в прошлое и вообще поставят под сомнение существования в Украине эффективного надзора за безопасностью полетов и стремление Украины выполнять международные обязательства.


Редакция uaprom.info обратилась с вопросами к разработчикам постановлений,  о которых здесь шла речь. В частности, хотелось узнать, что на самом деле должно дать создание новой структуры – Укравиатранса, к кому сейчас должны обращаться субъекты авиационной деятельности, и о других моментах. Но пресс-служба Минтранса заявила нам, что до назначения директора Укравиатранса никакие разъяснения никем даваться не будут.


Пресс-секретарь Госавиаслужбы Светлана Хачатурова в ответ на нашу попытку связаться с ее шефами тоже ответила отказом – позиция заявлена на сайте, «больше к этому руководству службы добавить нечего».


Что же стоит за решениями правительства, нам еще предстоит узнать. Но тенденция к волюнтаристскому подходу в принятии ряда важных решений видится несомненной. Пока же отечественные и зарубежные авиаперевозчики поднимают самолеты в нашем воздушном пространстве, руководствуясь действующей нормативно-правовой базой.