Вот уже несколько дней ведущие масс-медиа пишут о самой громкой сделке этого года – слиянии российской «Северстали» и европейского Arcelor. Ее перспективы виделись довольно радужными, но на этой неделе противник сделки – транснациональный Mittal Steel – активизировался. Стальной магнат Лакшми Миттал пытается убедить акционеров Arcelor не голосовать на общем собрании 28 июня за это объединение. В свою очередь, правительство России пообещало приложить все усилия, чтобы сделка все-таки состоялась. uaprom.info предлагает своим читателям посмотреть, какие акценты по данной проблеме расставили западные деловые СМИ.
Западная пресса активно обсуждает планируемое слияние второго в мире производителя стали – европейского концерна Arcelor – и крупнейшей российской меткомпании «Северсталь». В частности, газета немецких деловых кругов Handelsblatt, пишет: «В лице Северстали Arcelor получит высокорентабельное предприятие с современным управлением, прочными политическими связями, хорошо позиционированное на международной арене. Совместно с приобретенными в последние годы иностранными предприятиями Rouge Industries в США и Lucchini в Италии российский сталелитейный концерн с годовым производством сырьевой стали в 17,1 млн. т занял лидирующие позиции в металлургии России».
«Северсталь» был лучшим выбором для люксембуржцев», – пишет далее газета. Об этом заявил в Москве председатель правления Arcelor Ги Долле. Он не умолчал также и о переговорах с Новолипецким меткомбинатом, четвертым предприятием России по производству стали. «Но на свадьбе жених не должен рассказывать, с кем он танцевал раньше», – пошутил Долле.
СМИ обращают внимание на «большое приданное», которое принесет с собой «Северсталь» «в семью». Это не только доменное и прокатное производства, но и высокая доля самообеспечения железной рудой и коксом. Дочернее предприятие «Северсталь-Ресурсы» добывает ежегодно 10,2 млн. т угля и занимает тем самым 15% российского рынка. По железной руде это соответственно 12,9 млн. т и 14%.
Западные газеты и информагентства обращают также внимание на производство «Северсталью» труб для трубопроводов различного назначения, которые в условиях бума в энергетическом секторе пользуются повышенным спросом. По мнению экспертов, со слиянием Arcelor и Северстали возрастает давление на российских конкурентов, которые могут просто исчезнуть во время консолидации отрасли. «Амбиции русских стальных баронов так ярко выражены, что при возможных альянсах никто из них не хочет быть младшим партнером», – цитирует Handelsblatt президента «Индустриальной группы» Виталия Гайдука о своих русских коллегах.
Mittal Steel не уходит без боя
Слияние Arcelor и «Северстали» перечеркивает планы крупнейшего в мире производителя стали транснационального концерна Mittal Steel, который уже предлагал за Arcelor ?28,5 млрд. Недовольны предстоящим слиянием и некоторые крупные акционеры Arcelor, что несомненно на руку Mittal Steel. Британская газета Financial Times и американская Wall Street Journal сообщают, что представляющий интересы Mittal Steel банк Goldman Sachs составляет письмо крупным инвесторам Arcelor. Письмо адресовано председателю наблюдательного совета Arcelor Йозефу Киншу. Цель этого документа – созвать внеочередное собрание акционеров. Для этого нужно уже до понедельника получить 20% голосов держателей акций, цитирует Wall Street Journal нью-йоркского инвестора Вилбура Росса, члена совета директоров Mittal Steel. «Это может оказаться трудным делом, потому что в США в понедельник – праздничный выходной», – замечает Wall Street Journal.
Некоторые инвесторы уже высказали свое недовольство по поводу запланированного слияний Arcelor и «Северстали». Глава инвестиционной компании Centaurus Capital Бернард Оппетит, заявил Financial Times, что слияние Arcelor и «Северстали» было бы крахом для акционеров европейской компании. Он считает, что таким образом фактически контроль над Arcelor получит российский миллиардер и владелец контрольного пакета акций «Северстали» Алексей Мордашов. Представитель другой инвестиционной компании – Amber Capital – считает, что активы, которые вносит Мордашов, оценены «некорректно».
Стальной магнат Лакшми Миттал, невзирая на планы слияния Arcelor и «Северстали», хочет продолжить свой курс на поглощение Arcelor. «Миттал был «шокирован» новой попыткой Arcelor уйти от поглощения со стороны Mittal Steel», – пишет парижская газета Le Figaro. «Мы полны решимости довести до конца наше сближение с Arcelor», – подчеркнул он. Миттал оставляет в силе свое предложение акционерам Arcelor, которое, по его словам, принесло бы им большую выгоду.
Мордашов хочет 45% нового Arcelor
Мордашов получит 32% обновленного концерна Arcelor, но после того как закончится четырехгодичный мораторий на изменения в руководстве компании и покупку акций, хочет контролировать 45%. Об этом владелец «Северстали» заявил в Москве в присутствии шефа Arcelor Долле. «Таким образом, ни одно решение в Arcelor не может быть принято без Мордашова, – замечает немецкая газета Die Welt. По его словам, «Северсталь» остается в России предприятием, которое будет котироваться на бирже и управляться как дочернее предприятие Arcelor.
Мордашов не скрывает своих планов, пишет западная пресса. «Мы будем там расти, где только можно», – заявил Мордашов. Газеты называют страны, куда стремиться россиянин. Это Китай, Бразилия и Индия.
Пострадал и ThyssenKrupp
«Эккехарт Щульц и Лакшми Миттал уже поделили шкуру медведя, – пишет Die Welt. – Люксембургский конкурент Arcelor – такими были представления руководителей концернов ThyssenKrupp и Mittal Steel – должен быть поделен. Прибыльное канадское дочернее предприятие по производству легированных сталей Dofasco должно было отойти крупнейшему немецкому сталеплавилному концерну. Остаток достаться британско-голландскому исполину». Dofasco с его большим количеством заказчиков среди производителей автомобилей в Северной Америке должен был поддержать там бизнес ThyssenKrupp, а своей железной рудой снизить зависимость немцев от поставщиков сырья.
Если российско-люксембургский «брак» удастся, то появится не только самое крупное метпредприятие в мире, которое подвинет с первого места Mittal Steel, но и возрастет давление на Mittal Steel и ThyssenKrupp, считает Die Welt. Газета анализирует причины, почему Mittal Steel понадобился Arcelor. «Митталу нужен Arcelor, чтобы в длительной перспективе выжить», – цитирует издание неназванного менеджера.
Портфель Mittal Steel содержит преимущественно массовую сталь, которая подвержена резким коньюнктурным колебаниям. Но тут индиец чувствует растущую конкуренцию, прежде всего, со стороны Китая с его низкими зарплатами. А альтернатив Arcelor практически нет или же они защищены от поглощения достаточными пакетами акций, как, например, немецкие концерны Salzgitter или ThyssenKrupp, подчеркивает Die Welt. Газета также считает, что ThyssenKrupp должен определиться, останется ли он и дальше «магазином смешанной торговли» или же перепрофилируется в чистый стальной концерн.
Кто кого купил?
Многие газеты помещают статьи о мало известном читателю на Западе Алексее Мордашове. Так, Handelsblatt замечает: «Кто в будущем будет человеком №1 в самом крупном в мире сталелитейном концерне, Алексей Мордашов демонстрирует более чем ясно: это он сам. Возле него сидят два седовласых руководителя самого крупного в Европе сталелитейного концерна Arcelor: председатель наблюдательного совета Йозеф Кинш (73 года), и председатель правления Ги Долле, 63 года. Они не только старше на одно поколение, чем 40-летний мультимиллиардер.
Владелец третьего в России производителя стали «Северсталь» оставляет в тени престарелых грандов сталелитейной промышленности, когда они втроем сообщают в Москве о сделке в ?13 млрд. На презентации россиянин практически не дает своим гостям сказать ни слова».
Газета не оставляет сомнения в том, что слияние Arcelor и «Северстали» происходит с благословения российского президента Владимира Путина. Она указывает на схожую риторику Путина и Мордашова: «Слиянием мы, россияне, демонстрируем, что мы равноправные партнеры на мировом рынке и что мы в состоянии создавать самые крупные в мире концерны». Эти слова по своему национальному тону могли бы принадлежать и президенту России Владимиру Путину, протежирующему Мордашову», – считает Handelsblatt.
Намерение Мордашова уже в среднесрочной перспективе положить себе в портфель 45% акций Arcelor заставляет газету задаться вопросом: «Кто кого здесь, собственно, поглощает»? Газета обращает внимание на тесные личные связи Мордашова с Путиным. «Они знают друг друга. Они помогают друг другу. Когда последняя независимая телестанция Рен-ТВ стала для Кремля слишком критичной, ее купил Мордашов – вместе со своим младшим партнером (крупнейшим немецким медиаконцерном – автор) Бертельсманном», – иронично напоминает издание.