Вадим Гуров: Очередной Чернобыль – в Кривбассе, в Донбассе, в Яворове

Share

Четвертый созыв парламента Украины завершил работу. Кто-то из нынешнего депутатского корпуса вновь войдет в сессионный зал 10 мая. Но многим тем народным депутатам, кто не прошел в новый состав Верховной Рады, все же есть что сказать своим приемственникам. В частности, редакция uaprom.info предложила экс-председателю Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства Вадиму Гурову поделиться своими мыслями относительно формирования приоритетных направлений промышленной политики страны, возможностей перехода экономики на энергосберегающие технологии с учетом возросшей стоимости российского газа, а также относительно намерений властей продать госпакет акций КГОКОРа.



Kак на ваш взгляд стоило бы определить приоритетные направления промышленной политики Украины новым составом парламента? Что из наработок парламентского состава, в частности, его Комитета по вопросам промышленной политики стоило бы продолжить, каким программам не дать свернуться, что поставить теперь во главу государственных интересов?



 – К приоритетным направлениям промышленной политики Украины на современном этапе я бы, прежде всего, отнес проблему энергосбережения. Традиционно сложившаяся еще со времен СССР структура потребления электроэнергии, природного газа, угля, нефти, моторных топлив и других энергоресурсов практически мало изменилась за годы независимости Украины и продолжает оставаться самой затратной среди промышленных стран мира. Нормы расхода превышают европейские в два-три и более раз, и это – в условиях весьма ограниченных собственных ресурсов нефти и природного газа. Сохранение существующего status qwo в этом вопросе на ближайшие годы грозит Украине утратой экспортного потенциала, потерей конкурентоспособности продукции и переходом в разряд «банановых республик» с неустойчивой политической ситуацией. (Как тут не вспомнить, помимо прочего, свежую ситуацию вокруг поставок природного газа в Украину российской компанией «Газпром»!).



Ряд наработок в этом вопросе, в том числе и со стороны парламента, уже есть, и задачей нового состава Верховной Рады является продолжение и углубление этих наработок, в том числе и на законодательном уровне.



Нельзя исключить из числа приоритетных для страны направлений промышленной политики улучшение экологического благополучия населения. В силу сложившейся структуры промышленности с мощным развитием металлургии, химии, электроэнергетики целые города и регионы достигли грани экологической катастрофы. Если к этому добавить заброшенные и иногда взрывающиеся склады боеприпасов, забытые хранилища ненужных удобрений и гербицидов, вырубленные леса с последующей угрозой наводнений, отравленные реки, миллионнотонные отвалы и свалки отходов, то картина складывается удручающая.



Естественный вывод – расходы на охрану окружающей среды должны быть увеличены не на проценты, а в разы, и не завтра, а уже сегодня. Иначе и так уже вымирающее население Украины начнет вымирать устрашающими темпами, и это не преувеличение, а реальная оценка, не имеющая сейчас альтернативы. Тем более, что и Чернобыль нас практически ничему не научил. Сегодня очередной Чернобыль – в Кривбассе, в Донбассе, в Яворове, в общем, на большей части территории Украины.



На решение этой проблемы у нас остались считанные годы. Не решим – значит, к нашему стыду, не будет в Европе такой страны как Украина и украинская мова сохранится разве что в Канаде или Аргентине. Кстати, думаю, сейчас уже без помощи мировой общественности самим нам эту проблему не решить. Один Чернобыль чего стоит! Этот вывод следует зарубить на носу, как говорится, новым парламентариям и всей исполнительной власти снизу доверху. Нужна детальнейшая, обеспеченная ресурсами, всесторонне обоснованная государственная Программа экологического спасения Украины, широкая сеть экологических организаций, фондов, ассоциаций, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.



Из менее масштабных, но не менее важных направлений промышленной политики, над которыми следует интенсивно работать, я бы отнес также:



– модернизацию и перевооружение на современном техническом уровне предприятий горно-металлургического комплекса Украины. Этот комплекс в Украине создан за годы советской власти. Хорошо это или плохо – уже не нам судить, он есть, и наша задача – максимально обеспечить его деятельность на благо народа Украины. Примеры такой модернизации есть – Донецкий металлургический завод, Алчевский меткомбинат, отчасти «Криворожсталь». Нужна добрая воля владельцев предприятий, трудовых коллективов, чтобы направить прибыль не на проедание, а на развитие и перевооружение. И со стороны парламентариев – обеспечить законодательное сопровождений обновления этой старой, но наиболее экспортноспособной и бюджетонаполняющей отрасли;



– резкое увеличение внутреннего металлопотребления в стране. Пока что оно, можно сказать, ничтожно в силу разных причин. И горно-металлургический комплекс очень сильно зависит от конъюнктуры внешних рынков, что делает его уязвимым. Если же не 20 процентов своего металла будет потребляться в Украине, как сейчас, а 80, идущие на экспорт, то предприятия будут работать более стабильно и уверенно. Здесь также важна взвешенная и эффективная таможенно-тарифная политика, которая сейчас зачастую подчинена различным кланам и группам, решающим ее вопросы не в пользу государства, а в своих корыстных целях, чтобы полученные преференции дали прибыль, которая вывозится в оффшорные зоны;



– определить приоритеты в отраслях, связанных с высокими технологиями. Уже ясно, что мы никогда не догоним, скажем, Японию в области автомобилестроения, США – в области компьютерной техники и так далее. Но основа для развития в ускоренном режиме для самолетостроения, судостроения, космической техники, полупроводников, других современных технологий у нас имеется неплохая. Дать им дополнительный импульс путем законодательного содействия, разумных налоговых и иных преференций – это первоочередная задача нового парламента;



– необходимо срочное развитие гостиничного хозяйства и туристической инфраструктуры с учетом огромного туристического потенциала Украины, наведения порядка в области жилищного строительства, которое сейчас ведется хаотично и явно не в интересах граждан Украины, масштабное и объемное вложение бюджетных и инвестиционных ресурсов в модернизацию транспортной инфраструктуры, дорожного строительства, связи – всего того, в чем мы ощутимо отстали от развитых стран.



– должно стать приоритетом, на мой взгляд, возрождение нашей науки – как академической, так и прикладной. Согласитесь, имея огромную армию ученых, мощную научную базу, мы все чаще пользуемся заграничными научными достижениями. Наши ученые убегают работать за границу, а научные институты выживают за счет сдачи в аренду своих производственных помещений.



Можно еще перечислять приоритеты, но все это останется пустым разговором, если мы все общими усилиями не достигнем политической и экономической стабильности в стране, не восстановим былые тесные и взаимовыгодные отношения с нашими главными партнерами – Россией и другими странами СНГ, не наведем порядок в собственном доме, сотрясаемом сейчас ненужными и безобразными распрями, на что ни посмотрим, – и в приватизации, и в поставках газа, и в искусственно создаваемых кризисах.



 – Если учесть, что повышения стоимости российского газа в этом году все же стоит ожидать, насколько реальным может быть переход предприятий горно-металлургического комплекса, отраслей машиностроения Украины на новые технологии в ближайшее время? Кроме времени, что по-Вашему еще необходимо для этого?



Я не считаю эту проблему гибельной для металлургов. В конце концов, такое увеличение цены должно было произойти рано или поздно, и тот кто это понимал (а умные руководители должны были понимать), уже готовился к этому. Но по-другому, чем как вакханалией, разгулом бесхозяйственности назвать нынешние объемы потребления газа в металлургии нельзя, а вина тому – его низкая цена.



Старые металлурги еще помнят то время, когда интенсивно использовали свой доменный газ, коксовый газ родственных коксохимических предприятий, и в доменных цехах вообще не использовали природный газ. С появлением практически неограниченных ресурсов дешевого природного газа в 60-е годы полностью поменялся энергетический баланс металлургических переделов. Уже тогда знали, что эта, извините, «лафа» – не навечно. Поэтому уже в те годы была разработана технология вдувания пылеугольного топлива в доменные печи, которая является передовой и прогрессивной и в наше время, однако внедрена практически только на одном предприятии. Можно сказать и по-другому – никто не мешал большинству металлургических предприятий при их прибылях игнорировать внедрение имеющихся энергосберегающих технологий, резко уменьшающих расход природного газа. Это – непрерывная разливка стали, расширение конверторного производства и отказ от мартеновского, и много других.



Катастрофы не будет. Естественно, пока что снизится рентабельность производства, а потом будет, как и во всем мире, то есть покупка дорогого природного газа в минимально возможных количествах. Те же, кто проигнорирует требование времени, тот погибнет, и их не должно быть не жаль. Возможности справиться с возникшей ситуацией есть, и они практически для всех предприятий равны. Дерзайте, и победите – это все, что можно сказать.



– Как вы считаете, будет ли кому в новом составе парламента по-настоящему лоббировать интересы промышленного комплекса?



В новом составе парламента, безусловно, есть кому лоббировать интересы промышленного комплекса. Посмотрите хотя бы состав депутатов будущей фракции регионов – здесь масса руководителей предприятий, их владельцев, хозяйственных руководителей. Несомненно, они пришли в парламент, имея в виду лоббирование интересов своих отраслей и предприятий. Хотя хотелось бы пожелать им в пылу этого лоббирования не упустить главное – интересы всего народа Украины и его благосостояние. Ведь можно по-разному решать узковедомственные проблемы, и желательно решать их так, чтобы улучшалась и экология, и охрана здоров»я, и вопросы народного образования.



В моей 12-летней работе в Верховной Раде (безусловно, как металлурга с 35-летним стажем) тоже было лоббирование интересов этой отрасли и моего избирательного округа. Но подчеркну, что все мои законодательные инициативы в конечном итоге шли на пользу всего народа Украины. Не побоюсь быть нескромным, но именно я вместе с коллегами-депутатами добился объединения в 90-х годах убыточного металлургического комбината «Криворожсталь» с Новокриворожским горно-обогатительным комбинатом и коксохимическим заводом. Образовавшееся мощное предприятие с полным металлургическим циклом стало флагманом горно-металлургического комплекса и до сих пор сохраняет свои главенствующие позиции в металлургии, принесло стране 24,8 миллиарда гривен от приватизации.



А разве бесполезным было для страны возрождение с помощью Верховной Рады, в частности и благодаря моим усилиям, остановленной горнорудной шахты имени Артема, которая впоследствии тоже вошла в состав «Криворожстали»?



Стоит вспомнить и тот факт, что к концу 90-х годов ситуация в горно-металлургическом комплексе всеми специалистами оценивалась как кризисная, большинство предприятий работали себе в убыток. Нужна была большая работа, чтобы убедить коллег-депутатов принять экстренные меры по стабилизации ситуации. Инициированный мною закон об экономическом эксперименте в горно-металлургическом комплексе, действовавший с 1999 по 2002 год, помог кардинально изменить ситуацию, и до сих пор этот комплекс является главной экспортно-ориентированной и бюджетонаполняющей отраслью промышленности.



Буквально в последние месяцы, «под занавес» работы Верховной Рады 4 созыва, мне удалось добиться принятия Закона о выделении 1 процента средств, полученных от приватизации «Криворожстали», на нужды Криворожского региона, в первую очередь экологические. Мои земляки этого заслужили, ибо это именно они ценой своего здоровья создавали комбинат «Криворожсталь». Это лоббирование или нет? Я считаю, что это – именно государственный подход к решению, пусть и региональных или ведомственных, но важнейших и нужных для страны проблем.



Любой бывший руководитель предприятия в парламенте должен сразу же после принятия присяги народного депутата стать государственным деятелем – этого ожидали от него избиратели. Если станет лучше отдельному предприятию, то лучше станет и стране – ведь рост экономики напрямую связан с решением гуманитарных проблем и улучшением благосостояния народа.



Каково Ваше отношение к ощутимым намерениям власти продать госпакет КГОКОР (или в другом варианте – создать СП)? Есть ли среди наметившихся уже претендентов те, в чьи руки можно было передать это предприятие? Что на ваш взгляд – человека, много лет проработавшего рядом – на «Криворожстали», важнее всего в плане будущего развития предприятия?



Этой проблемой я занимался много, внес немало количество законодательных инициатив, даже считаю, что ей бы следовало посвятить отдельный разговор. Но сказать можно и кратко.



Я сторонник скорейшей продажи предприятия на открытом конкурсе с тщательно отработанными и всецело учитывающими интересы Украины условиями приватизации. Не исключаю и создание СП, но на тех же условиях. И главное, на чем бы я настаивал как человек государственный, будучи народным депутатом трех созывов, – в любом случае, должно быть поставлено главное условие – сырьем для работы комбината должны быть окисленные железные руды. Именно это предусматривалось в первоначальном проекте и для этого строился комбинат. Таким образом, можно решить и экологическую проблему Кривбасса – из-под отвалов, состоящих из окисленных руд, будет высвобождена огромная территория, занятая ныне под складирование этих руд.