Василий Теплов: Независимо от того, будет ли Россия заказывать Ан-70, мы уже имеем много запросов на него

Share

Известные высказывания главкома ВВС РФ Владимира Михайлова об якобы отказе России от сотрудничества в совместных с Украиной разработках самолета Ан-70 вызвали немало опасений, дискуссий, комментариев. Но, как оказалось, не смотря на все разговоры, работы по испытанию самолета продолжаются. Осуществляются они не просто, но у украинских авиастроителей от этого не убавляется оптимизма.


Редакция uaprom.info обратилась к заместителю Генерального конструктора АНТК им. О.Антонова – руководителя программы-70 Василию Теплову  с просьбой рассказать о нынешнем состоянии дел с проектом.  


– Василий Петрович, насколько для вас и для коллектива предприятия было существенным заявления руководства ВВС России об отказе от сотрудничества по разработке и производству самолетов Ан-70?


– Слава Богу, генерал ВВС соседней страны – это еще не Россия и не правительство РФ. Такого рода разговоры я уже слышу три года. Поэтому отношусь к ним относительно спокойно. Вот когда будет определенное решение правительства, тогда мы вынуждены будем исходить из него, предлагать какие-то свои соображения и т.д. А это – обыкновенный, длящийся уже три года пиар.


 


– Но если уже пиаром занимается главнокомандующий войск большой страны, генерал… 


 


– Что ж, тогда он не настолько генерал, если ведет себя так, как это не к лицу в его ранге. Человек на этом посту должен отвечать за свои слова. Он пытается коснуться и технических вопросов, и других, но все это – абсурд. Я его не воспринимал все эти три года и не воспринимаю сейчас.


 


– Как вы оцениваете мнения ряда аналитиков, политологов о том, что подход,  определенный генералом Михайловым, имеет политический подтекст, называют это определенным вызовом России Украине.


 


– Это не моя компетенция. Политологи пусть и думают над этим.


 


– Как на самом деле обстоят дела – работа с российскими предприятиями продолжается?


 


– Буквально со всеми нашими российскими предприятиями партнерами работа продолжается. Между нами нет никаких недоразумений, разногласий. Существуют договора, согласно которых мы совместно работаем. Они выполняют всю работу, предусмотренную этими договорами о поставке тех или иных комплектующих изделий. Все коллективы-партнеры нам дружественны – и малые, и большие, со всеми есть полное взаимопонимание. Здесь вопросов нет.


 


В последнее время работа замедлилась. Но причина этому – отсутствие необходимого финансирования со стороны России. Надлежащего уровня выделения средств, способного обеспечить запланированные темпы выполнения работ в широком формате, действительно нет. Этот вопрос, по-моему, необходимо решать на уровне правительств. Рез есть обязательства между ними, определены для каждой из стран доли этого финансирования, значит, их надлежит выделять. Украина свою часть выделяет, Россия же это делает в очень мизерных количествах, что не дает возможности продолжать испытания.


 


Вопрос об этом неоднократно поднимался на предыдущих совещаниях в течение прошедших лет, которые проводились под председательством премьеров. По два раза в год такого уровня комиссии, обсуждали состояние дел, протоколировались поручения – «обеспечить, наладить, возместить долги». Но, к сожалению, многие вопросы так и остались нерешенными.


По нашему мнению, главная задача современной комиссии Ющенко-Путин относительно вопросов обороны, энергетического сотрудничества – решить эту проблему.  Если они решат ее правильно, то всем станет ясно, какое отношение правительств к этой программе.


 


Или пусть комиссия  решит так, как заявляет генерал Михайлов. Но пусть решает на этом высоком уровне и объявляет  о своем решении!  Тогда придется что-то думать и предлагать какие-то пути выхода.


 


На сегодня мы прошли первый этап летных испытаний. Выполнены программы по разработке документации, строительству опытных самолетов. Нынешний этап – последний.


 


– В каком количестве проведены испытания и каковы результаты?


 


– Они проведены уже в большом количестве и показали отличный результат. В акте соответствующей комиссии так и записано, что самолет соответствует своим техническим заданиям, что он не имеет аналогов в мире. Этот документ подписан российскими и украинскими летными институтами, утвержден главкомами России и Украины. Одним словом, машине дана высокая положительная оценка.


 


Поэтому заявления генерала ВВС России я называю некомпетентными. Подведомственные ему же военные летные институты РФ дали ту оценку, о которой я говорю.


 


– Если случится так что ВВС России все же откажется от Ан-70, то можно ли рассчитывать на других потребителей, из каких стран?


 


– Независимо от того, будет ли заказывать Россия Ан-70 или нет, мы имеем много запросов на него со стороны стран Юго-Восточной Азии – Китай, Индия , Индонезия, со стороны ряда арабских стран, а также со стороны Чехии, Словакии.


 


Единственное, чего сейчас от нас ждут, – это окончания испытаний и принятия машины на вооружение. Поэтому – главное закончить испытание.


 


Хочется еще раз подчеркнуть – у нас нет технических проблем или каких-то рисков. Есть одна проблема – деньги. Все должны понять, что это программа – наукоемкая, и без серьезных вложений работы не закончить.


 


– На какое примерно количество самолетов Ан-70 можно ожидать заказов в будущем?


 


– Пока мы ведем речь о том, что существуют запросы. О конкретных заказах еще рано говорить. Но можно сказать о другом. По своим функциям и задачам Ан-70 способен выполнять задачи оперативно-тактического среднего транспортного самолета. Ранее было выпущено такого рода самолетов – Ан-12, С-130 и других – общим количеством более 3 тыс. единиц. Они уже устарели, их уже надлежит снимать везде с вооружения. Чтобы заменить парк этих самолетов с учетом больших способностей Ан-70, необходимо выпустить примерно половину единиц от названого количества  – по-хорошему, как говорится, 1-1,3 тыс. самолетов будет достаточно.