ГМК-2005: внешнеэкономическая деятельность

Share

В 2005 г. на мировом рынке спрос на металлопродукцию упал, а предложение фактически осталось на прежнем уровне. На позициях отечественных металлургов на традиционных рынках сбыта отразилось превращение Китая из импортера стали в экспортера, а также торговая война с Россией. С другой стороны, получение Украиной статуса страны с рыночной экономикой и перспектива вступления в ВТО может в некоторой степени компенсировать уменьшение доли на азиатских и российском рынках.



Кризис на внешних рынках



В отличие от благоприятных 2003-04 гг., в прошедшем году в горно-металлургическом комплексе впервые появились признаки кризиса. Если говорить о внешних факторах, которые обусловили спад в отрасли, то, прежде всего, стоит отметить майский кризис. Он был вызван рядом причин. Во-первых, мировой рынок вышел из фазы «перегрева» и вошел в фазу «коррекции». Полтора года назад спрос преобладал над предложением, что вынуждало участников рынка наращивать объемы производства. Естественно, что росли и цены. Теперь же объемы производства и потребления металла стали выравниваться, а складские запасы – увеличиваться.



Так, в 2004 г. производство сырой стали было ниже потребления на 2,5 млн. т, в то время как в 2005 г. выплавка превышала спрос на 28 млн. т. Кроме того, прогнозируется, что в текущем году будет наблюдаться перепроизводство стали.



Также стоит отметить, что наряду с изменениями конъюнктуры мирового рынка положение украинских металлургов усугубила закрытость американского и европейского рынков. Металлопродукция, отправляемая в США, облагается высокими антидемпинговыми пошлинами, а поставки отечественного металла в ЕС квотируются (Табл. 1.). В таких условиях метпредприятиям оставалось только сбывать свою продукцию в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.



Табл. 1.



Квоты на поставку украинской металлопродукции в Евросоюз
















































Тип продукции


2004 г.


2005 г.


2006 г.


Плоский прокат, тыс. т


Рулоны


80


150


153,750


Толстолистовой


230,876


348


356,7


Другой


66,608


97


99,425


Сортовой прокат, тыс. т


Балки


13,481


30


30,75


Катанка


93,679


125


128,125


Другое


122,170


230


235,750


Всего


606,824


980


1004,5



В то же время, на фоне такой ситуации появился еще одни «грозный» фактор. Это – Китай. Беспрецедентный рост производства в китайской металлургии за последние несколько лет резко изменил ситуацию на мировом рынке стали. Если до конца 2004 г. КНР оставалась крупнейшим импортером стали, то с 2005 г. на региональные рынки стали поступать большие объемы дешевой металлопродукции из Поднебесной.



В частности, в октябре 2004 г. объем экспорта стали из Китая впервые превысил импорт, а дальше этот дисбаланс шел по нарастающей. За первое полугодие 2005 г. китайские компании продали за рубеж 16,4 млн. т стали, тогда как год назад этот показатель составлял всего 5,7 млн. т; объемы импорта соответственно сократились от 21,2 млн. до 14,1 млн. т. По сравнению с прошлым годом на рынке образовалось 17,8 млн. т «лишней» продукции. Из крупнейшего импортера стали, каковым был Китай еще в 2003 г., страна превратилась во второго по величине экспортера. Привычные направления торговых потоков во всем восточноазиатском регионе оказались нарушенными. Кроме того, китайский экспорт стал одной из основных причин падения мировых цен на сталь в конце 2004-го и первой половине 2005 г.



Таким образом, вследствие внешних фактором, а также ряда политических и экономических причин (о них uaprom.info писал ранее), Украинские метпредприятия в 2005 г. снизили экспорт металлопроката на 3,8% по сравнению с 2004 г. – с 26,6 до 25,6 млн. т. В частности, в прошлом году Украина резко (на 64%) сократила поставки металлопродукции в Китай из-за вытеснения ее с этого рынка, а также на 44% уменьшила поставки металлопроката в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем возросли объемы поставок в страны Африки и Ближнего Востока, в частности, в Индию, Пакистан и Иран. На фоне этого, как одну из важных тенденций можно рассматривать рост внутреннего рынка. Так, за 2005 г. объем реализации металлопроката на нем вырос на 8,7% по сравнению с 2004 г. – с 6,9 до 7,5 млн. т.



Вполне вероятно, что в 2006 г. ситуация с экспортными поставками металлопродукции будет оставаться напряженной в связи с ростом объемов производства в Китае и повышением конкуренции на региональном рынке. В частности, текущий год будет характеризоваться превышением предложения над спросом. Что касается цен, то прогнозируется, что их уровень не будет высоким. Например, стоимость квадратной заготовки будет в пределах $280-300/т, при этом в летний период произойдет их падение из-за наращивания складских запасов потребителями. Цены на арматуру будут в пределах $320-350/т, рулон – $320-340/т.



Антидемпинговая война с Россией



За прошедший год РФ открыла в отношении продукции украинского горно-металлургического комплекса ряд антидемпинговых расследований. С экономической точки зрения, на фоне падения мировых цен на сталь российские металлурги хотят вытеснить опасного конкурента со своего внутреннего рынка. Анализ характера антидемпинговых расследований, открытых РФ против отечественной металлопроизводителей, показывает, что он имеет ярко выраженную политическую окраску, а не обусловлен какими-либо экономическими доводами. В частности, в августе 2005 г. правительство России установила до 14 декабря предварительную пошлину на железный пруток для армирования железобетонных конструкций в размере 21%.



Примечательно, что этот торговый барьер был введен еще в 2002 г. сроком на три года, и все рыночные факторы говорили, что продлен он не будет. Во-первых, спрос на конструкционную сталь стабильный и иногда даже наблюдаются его всплески, а во-вторых, украинские производители за время действия пошлины переориентировались на потребителей в других странах. Тем не менее, постановлением №791 от 23 января 2006 г. Россия продлила действие пошлины до 14 августа 2007 г.



Следующее антидемпинговое расследование Россия возбудила в отношении марганцевых ферросплавов. По мнению российских ферросплавщиков, в 2004 г. демпинговая маржа при продажах высокоуглеродистого ферромарганца из Украины составила 110,9%, а в январе-феврале 2005-го – 136,7%. Объем импорта ферромарганца из Украины вырос в 2004 г. по отношению к 2002-му на 32,6%, а в I квартале 2005 г. по отношению к I кварталу прошлого года – на 17,1%.



«При этом с октября 2004 г. по март 2005 г. объемы производства и реализации в России высокоуглеродистого ферромарганца упали на 33%, а доля продаж российских предприятий на внутреннем рынке снизилась до 41,7%. Степень загрузки производственных мощностей упала на 14% – до 28,2%, товарные запасы выросли на 115,4%. Разрыв средневзвешенных цен на высокоуглеродистый ферромарганец в России и Украине вырос до 50%, что привело к убыточности его производства в РФ и падении рентабельности продаж на 18,2%», – говорится в сообщении, которое Челябинский электрометаллургический комбинат, Саткинский чугуноплавильный завод и Косогорский метзавод подали в Минэкономразвития России.



В принципе, российские производители пошли по пути наименьшего сопротивления: бессмысленно обвинять в своих проблемах неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка и природу, расположившую в Украине крупнейшие марганцевые месторождения региона, а также ущерб, причиненный простоями доменных печей, штрафами и т.п. собственными ошибками. Гораздо проще обвинить в демпинге украинские компании, у которых – в силу наличия собственной руды – себестоимость производства значительно ниже, и потребовать принятия защитных мер, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию на 50% дороже, чем ее предлагают украинские поставщики.



Следующей мерой российского правительства стала отмена скидки на перевозку украинской железной руды. Напомним, что в мае-июне 2005 г. был провал в поставках ЖРС на Магнитогорский меткомбинат. Тогда Михайловский и Лебединские ГОКи, входящие в холдинг «Металлоинвест», повысили цены на собственное сырье; в результате «Магнитка» в срочном порядке нарастила поставки руды с Украины, с Полтавского и Северного ГОКов. Именно в этот период правительство России и предоставило льготу украинским сырьевикам. Когда же российские группы урегулировали проблему цены на руду, встал вопрос об упразднении скидки. В итоге, положительное для россиян решение было принято.



Единственной «белой вороной» остается оцинкованный прокат. 1 декабря 2005 г. потерял свою силу договор между Украиной и Россией об урегулировании его поставок в РФ. Это соглашение, подписанное МЭРТом и Минэкономики Украины, устанавливало квоту в размере 10 тыс. т продукции в месяц. Эту продукцию поставлял в Россию ММК им. Ильича и квота ежемесячно выбиралась лишь на 98%.



В МЭРТ заявили, что не собираются возобновлять действие квот на украинский прокат. Однако, именно это и обеспокоило российские меткомбинаты – «Магнитку», «Северсталь» и НЛМК, которые считают, что теперь украинская продукция по демпинговым ценам заводнит рынок РФ и вытеснит местных производителей. Очевидно, что очередное расследование не за горами, тем более что поставки российской легированной продукции впервые стали квотироваться с 2005 года.



Самым болезненным вопросом в торговой политике двух стран в области ГМК остаются трубы. Истерия россиян продолжается уже несколько лет. Именно из-за бескомпромиссной позиции Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) не удалось подписать новое всеобъемлющее соглашение о торговле трубами. В итоге МЭРТ открыло два расследования: по трубам малого и среднего диаметров, и по трубам большого диаметра.



Первое уже закончилось введением пошлин. Так, согласно постановлению правительства №824 от 29 декабря 2005 г. пошлины на ввоз обсадных труб составят 11,4%, подшипниковых труб – 55,3%, насосно-компрессорных труб – 18,1%, нефтегазопроводных и горячедеформированных трубы общего назначения диаметром до 820 мм – 8,9% (за исключением поставок Мариупольского комбината им. Ильича), котельных труб – 11,3%.



Стоит отметить, что под действие пошлин не попала продукция пяти заводов, которые 13 января 2005 г. сами договорились с россиянами о самоограничении поставок. Согласно соглашению между МЭРТ и Минэкономики Украины Никопольской трубной компании, Никопольскому заводу бесшовных труб, Нижнеднепровскому трубопрокатному заводу, Никопольскому заводу нержавеющих труб и Новомосковскому трубному заводу выделялась квота на 2005 г. в размере 395 тыс. т на поставки труб, в отношении которых велось расследование, с последующим ее увеличением на 2% в год. Таким образом, в этом году эти предприятия поставят в Россию 402,9 тыс. т. Но если будет установлен факт нарушения этими заводами договоренностей, то в 5-тидневный срок МЭРТ может ввести пошлины на их продукцию.



В итоге, около 80% «расследуемых» украинских труб, оказалось вне действия пошлин. Под ударом оказалась часть продукции Днепропетровского трубного, Луганского трубного и «ЮТиСТа». По словам гендиректора «Укртрубопрома» Леонида Ксаверчука, его организация надеется, что этим предприятиям удастся еще присоединиться к соглашению о самоограничении.



В феврале должно было закончиться расследование по трубам большого диаметра украинского, немецкого, итальянского и японского происхождения. По разным данным, квота для отечественных ТБД может составить от 208 до 270 тыс. т, что для Харцызского трубного завода означает сокращение поставок в Россию. Пока официальных результатов расследования оглашено не было. К тому же, ХТЗ активно диверсифицирует свои поставки. В то же время рынок трубной продукции России, особенно нефтегазового назначения, будет далек от насыщения еще несколько лет.



Вступление в ВТО



В 2005 г. новое украинское правительство, а фактически Минэкономики и МИД, интенсифицировало вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Практически, тот объем работ, который прежние Кабмины выполняли 10 лет, был выполнен в годичный срок (менее 20 протоколов). Итогом стало предоставление в декабре 2005 г. Евросоюзом Украине статуса страны с рыночной экономикой. В феврале уже 2006 г. аналогичное решение принимают США. Таким образом, путь в ВТО практически открыт; осталось подписать протоколы еще с четырьмя странами (Австралией, Киргизией, Панамой и Тайванем) с которыми принципиальных разногласий практически не осталось.



В то же время, предмет вступления Украины во всемирный торговый круг приобретал серьезную политическую окраску в стенах парламента. Часть политических фракций, в основном левого толка, занимали бескомпромиссную негативную позицию по отношению к ВТО при принятии необходимых законов. В результате, сейчас осталось принять четыре законопроекта в рамках интеграции в ВТО. Важным для металлургов является предложение по сокращению пошлины на вывоз лома черных металлов в 2006 г. до ?25/т, а в 2007 г. – до ?18/т.



Множество споров вызвала проблема подготовки национальной экономики к правилам игры в ВТО. Для этого правительство Ю.Еханурова разработало специальную программу по смягчению негативных последствий вступления. Именно для этого и был предложен принцип поэтапного уменьшения пошлины на лом, а не резкая отмена.



Пока Минэкономики настроено оптимистично и уже до мая планирует завершить переговорный процесс, когда начнется следующее заседание рабочей группы ВТО. В то же время через месяц начнет работать новый парламент и, возможно, обновленное правительство. От конфигурации политических сил в этих органах власти и будет зависеть судьба заключительного этапа интеграции в ВТО: принятие оставшихся изменений в законы и ратификация финального договора о вступлении во всемирный торговый клуб.