Товарооборот между Чехией и Украиной за последние несколько лет существенно возрос. Но является ли это свидетельством того, что уровень его в тех отраслях, для которых это наиболее важно, осуществляется с использованием всех возможностей? Первый секретарь, глава торгово-экономического отдела Посольства Чешской Республики в Украине Вацлав Рамбоусек в эксклюзивном интервью для uaprom.info ситуацию оценивает неоднозначно.
– Какие последствия пришлось преодолевать экономике Чешской Республики после вступления страны в ВТО, в частности, в сфере металлургии и машиностроения? С какими основными проблемами столкнулось ваше государство?
– Проблем не было, так как Чехия, вернее Чехословакия, являлась основателем организации ГАТТ еще с 1948 г. В 1993 г., после распада Чехословакии, Чешская Республика вошла в эту организацию повторно, это была формальная процедура. Ведь это мы участвовали в разработке правил принятия новых членов.
– Сейчас в промышленности Чехии ярко выражен крен в сторону автомобилестроения. Как вы думаете, может ли это спровоцировать «голландскую болезнь» в экономике?
– Это не тенденция в экономике, просто так случилось. Во-первых, «Шкода» стала первым крупным объектом приватизации – в 1991 г. «Фольксваген» приобрел это предприятие. В результате приватизация оказалась очень успешной. Во-вторых, это долголетние традиции конкретно «Шкоды» – на предприятии много квалифицированной рабочей силы.
До вступления страны, прежде всего, в НАТО и ЕС у некоторых инвесторов (японские и корейские фирмы) существовал ряд опасений. Но после интеграции ничего страшного не произошло, инвестиции оказались защищенными, а опасения беспочвенными. Таким образом пришла корпорация «Тойота», намеревается войти «Хюндай» – только эта инвестиция повысит ВВП страны на 0,5% и т.д.
Более того, когда «Фольксваген» стал выпускать автомобили на «Шкоде», были установлены очень строгие стандарты качества продукции. Сначала более 50% комплектующих привозилось из Германии и даже Испании. Но это было дорого. Тогда на чешские фирмы начали поступать заказы на производство комплектующих, причем требования к качеству были очень высокими. Таким образом, можно говорить о позитивном отклонении от общепринятого в то время низкого качества продукции, так как выживание условиях конкуренции требовало именно такого подхода. Т.е. пошел мультипликативный эффект.
Я хочу сказать, что это был естественный процесс, не контролируемый государством – никто не говорил, что надо развивать автомобилестроение. Совокупность факторов привела к тому, что в Чехии строят третий крупный автомобильный завод, он будет вторым по объемам производства в Европе. Согласен, что это слишком много для такой экономики, как чешская.
– Как обстоят дела в плане кооперации в области авиастроения? Ведь у нас и у вас есть развитый авиастроительный комплекс…
– Да, действительно, такие попытки были. У нас знают, что в Украине создана корпорация «Антонов», на запорожской «Мотор Сич» производятся хорошие двигатели. Более того, мне известна самая новая инициатива по сотрудничеству в этой сфере. Украинцы намерены продавать в Чехию двигатели для самолета на 9-15 пассажиров. Это будет новый самолет 21 века.
Таким образом, возникла новая идея: двигатели из Украины, деньги от ЕС, рабочая сила местная и в результате будут производится самолеты на экспорт для фермеров США.
– Завозятся ли какие-то комплектующие из Чехии в Украину для машиностроения или ОПК?
– Здесь собираются автомобили «Шкода», «Ауди» и «Сеат». В Киеве есть их представительство. Раньше это было почти подвигом. Сейчас в Кременчуге создан завод, который производит комбикорма для животных. Чешские предприниматели постоянно интересуются у меня, куда в Украине можно вложить деньги. Есть уже определенные наработки. И это выгодно, ведь для чешских предприятий отечественная рабочая сила дорогая. Сначала они приглядывались к рабочей силе в Словакии, она была дешевле чешской. А потом устремили взор в Украину. И если в Чехии зарплата среднестатистического рабочего приближается к $900, то в Украине – $200. Поэтому было выгоднее переносить часть производства в Украину, несмотря на проблемы с бюрократией и повышенными рисками. Но тут можно получить бóльшую прибыль: в Германии можно заработать 3%, а в Украине – 30% и выше.
– А какие формы предприятий чешские бизнесмены предпочитают организовывать в Украине?
– Если говорить про открытые акционерные общества, то такой опыт был. Но вопрос в том, кто будет владельцем предприятия. Если контрольный пакет акций скупался другими, то чехи уходили с предприятия. Поэтому они предпочитают создавать СП, чтобы быть его владельцем.
В целом процесс открытия бизнеса в Украине зарубежными структурами начинался следующим образом: сначала открывают представительство, у которого нет права вести предпринимательскую деятельность, а затем учреждают СП или собственные структуры, которые ведут торговлю. После этого иностранцы вкладывают инвестиции. Они знают партнеров, знают заказчиков. По состоянию на 2004 г. чешские инвестиции в Украину составляли $24 млн., а украинские в Чехию – $3,5 млн. Но это только начало.
– Банковская сфера. Выходят ли чешские банки на украинский рынок, и если да, то в какой форме (филиалы, зарубежные представительна, покупка банков, находящихся на территории Украины)?
– Первоначально крупный западный капитал боялся приходить в банковскую сферу Чехии. Кроме того, его очень долго не впускали. Но чиновники поняли, что дальше так нельзя: у нас не было опыта, конкуренции. В советские времена в Чехии были только 3 банка: Государственный банк, Сбербанк и Инвестиционный банк. После бархатной революции возникло 50 банков, некоторые в последствии рухнули. После либерализации финансового сектора впустили западный капитал – французский (Societe Generale), итальянский, бельгийский и австрийский. Иностранное участие помогло полностью реструктуризировать банковскую систему. И теперь у нас 5-6 крупных банков и несколько десятков финансовых учреждений такого типа, например, ипотечных банков, страховых компаний и т.д. В результате вырос уровень и расширился спектр услуг по сравнению с тем, который был 10 лет назад.
Если говорить по сути вопроса, то у меня уже были предложения от чешских банков выходить на украинский рынок, и наоборот. Даже страховые фирмы заинтересованы в этом. Одна большая чешская группа уже открыла представительство в Украине, она планирует выдавать потребительские кредиты физическим лицам. Два месяца назад я сам был посредником при передаче предложения украинского банка чешскому банку, чтобы он выступи для первого в качестве инвестора.
– Такой интерес чешских банков к Украине может быть обусловлен продажей итальянцам Укрсоцбанка?
– Я думаю, что эти два явления не связаны между собой. Смена исполнительной власти просто показала, что банковскому капиталу в Украину приходить, в принципе, можно. До недавнего времени это было нереально. Но теперь это стало, во-первых, возможным, а во-вторых, предпринимательски интересным.
– Прогнозируется, что с покупкой Укрсоцбанка в Украине подешевеют кредиты. Как было в Чехии? Подешевели ли кредиты с приходом крупного западного капитала?
– В этом случае, надо смотреть на уровень инфляции. Если уровень инфляции будет 10%, то кредит не может стоить 8%. Также это связано с конкурентной средой в банковской сфере. Если у нас инфляция в течение нескольких лет составляет меньше 2% при наличии конкуренции, кредиты выдаются под 3-4%, что естественно способствует движению экономики. Кроме того, мне, как физическому лицу, тоже выгодно, чтобы проценты на моем депозите были высокими. Но если НБ Чехии не будет бороться с инфляцией, то ставки наоборот вырастут.
– Например, в прошлом году боролись с помощью ревальвации гривны…
– Но ревальвация была искусственной. И при 10% инфляции вы не сможете иметь кредит меньше чем 14%. Также низкая конкуренция и большие риски в банковской сфере накладывают свой отпечаток. Риски являются составляющей частью ставки кредита, который Вам предоставляет банк. Он должен просчитать определенные риски, если собирается ссудить деньги. Если рисков нет или они низкие, если инфляция низкая, то возможны ставки кредитов даже 1-2%. Это экономический банковский алфавит. Так происходит во всем мире. В Японии кредитная ставка, к примеру, составляет 0%.