27 февраля 2006 г. премьер-министр Юрий Ехануров сообщил, что правительство планирует создать ряд мощных корпораций в различных подотраслях реального сектора экономики. В частности, предполагается организовать такие структуры в титановой и ферросплавной отрасли. Стоит отметить, что в последней может получиться не государственная, а частная корпорация.
Такие высказывания первых лиц государства не иначе как знаковыми охарактеризовать нельзя. И особенно это касается скандально известной ферросплавной отрасли. Необходимо сказать, что, в целом, глава правительство вел речь о еще двух отраслях – корпорация «Атомпром» для неполного ядерно-топливного цикла и уже созданная «Антонов», объединяющая в себе предприятия по авиастроению. Кроме того, в марте Кабмин определится с формой объединения четырех энергомашиностроительных заводов Харькова: «Турбоатом», ГП «Завод «Электротяжмаш», Харьковский государственный приборостроительный завод им. Шевченко и «Харьковский электромеханический завод».
Однако нас интересуют предприятия, относящиеся к горно-металлургическому комплексу. Понятно, что во всех подотраслях правительство намерено создавать государственные холдинги, в состав которых входят заводы, находящиеся в госсобственности. И только ферросплавы выглядят на их фоне «белой вороной».
Ведь в руках государства сосредоточен контроль над Никопольским заводом ферросплавов, да и то весьма зыбкий. Во-первых, даже после решения Верховного суда Украины акции предприятия так и не переведены на счет Фонда госимущества. Во-вторых, новому менеджменту НЗФ так и не переданы «атрибуты власти» (печати, документы) от старого, «интерпайповского». В-третьих, без ситуативного союза государства с группой «Приват» (контролирует 23% акций) не возможно провести ни одно собрание акционеров. Очевидно, что «Интерпайп», который владеет 27%0-ным пакетом, не будет блокироваться с представителями власти.
Более того, все остальные активы ферросплавной отрасли находятся в частной собственности, а точнее под управлением группы «Приват». Это относится как к остальным заводам – Запорожскому и Стахановскому ферросплавному, так и для рудников – Орджоникидзевкому и Марганецкому горно-обогатительным комбинатам. А именно последние более важны для построения вертикально-интегрированного холдинга, нежели ЗЗФ и СЗФ. Ведь, никопольский завод не только крупнейший в стране, но и в мире, и способен с лихвой потребить добываемую руду на ГОКах, которые располагаются в нескольких сотнях километрах от Никополя.
Поэтому можно предположить, что построение мощной корпорации в ферросплавной отрасли будет в большей степени носить частный, нежели государственный характер. И этому в большей степени отвечает стремление исполнительной власти как можно скорее приватизировать НЗФ. Напомним, что в середине февраля соответствующее распоряжение подписал Ехануров. И пока о других претендентах на никопольский ферросплавный, кроме «Привата», не слышно.
Непредсказуемо могут разворачиваться события и в титановой отрасли. Ситуация осложняется тем, что будущая корпорация будет обладать двумя отдельными бизнесами: производство титановых слитков и проката из титановой губки и производство лаков и красок из двуокиси титана. Каждая из подотраслей имеет свою технологическую цепочку, которые не пересекаются друг с другом.
Так, ильменитовая руда с Иршанского ГОКа поставляется на «Сумыхимпром» и армянский «Титан», где она перерабатывается в двуокись титана, которая необходима для производства лаков и красок. В свою очередь, ильменитовая и рутиловая руда Вольногорского ГОКа необходима Запорожскому титано-магниевому заводу для производства титановой губки, а ее уже используют для выплавки титановых слитков и листа.
Однако на данный момент большинство хозяйственный связей в отрасли разорвано. В частности, губка с ЗТМК не поставляется на заводы по производству титановой продукции более высоких переделов. Более того, само сырье уходит зарубеж, также как и руда экспортируются на российские предприятия, в то время как мощности запорожского предприятия не загружены даже на половину.
Что касается другой подотрасли, то в 2004 г. на базе ГАК «Титан» создали соответствующий холдинг – украинско-немецкое СП ЗАО «Крымский титан» с передачей ему в аренду Иршанского и Вольногорского ГОКов. Однако непрекращающиеся попытки расформировать совместное предприятие и забрать комбинаты в госсобственность ставят под сомнение будущие перспективы этой организации. Тем более что уже суды на уровне Днепропетровской области выдали определения, согласно которым Вольногорский ГОК необходимо вывести из ЗАО.
Очевидно, что создание титановой корпорации видится делом нелегким (такой проект был разработан еще в 2001 г.). Тем более, что каждой предприятие будет недовольно и «тянуть одеяло на себя», а любое действие в этом направлении будет провоцировать серьезные противостояния и «информационные» войны в СМИ. Однако даже если соответствующий госхолдинг будет сформирован, то совсем не факт, что он останется за государством.
Ведь еще весной прошлого года Виктор Вексельберг, владелец компании «Ренова», на встрече с высшими чиновниками государства предлагал создать ГАК «Титан Украины», чтобы в последствии его приватизировать. Однако после отставки Тимошенко, этот прожект стал пробуксовывать. Однако ввиду неудачи Вексельберга в России (совладельцы ВСПМО-Ависмы Брешт и Тетюхин вытеснили «Ренову» из корпорации) борьба за создание и владение титановой корпорации может усилиться вновь.
Несмотря на наличие ряда недостатков у такого подхода к созданию госкорпораций, необходимо отметить, что Украина реализует вариант более близкий к понятию рыночной экономики, чем в соседней России, которая стремиться организовывать государственные холдинги практически во всех отраслях реального сектора экономики.