Если российская «Северсталь» купит проблемный французский метзавод ArcelorMittal Florange, то от этого выиграют все стороны процесса, кроме самой «Северстали». ArcelorMittal наконец-то избавится от проблемного актива, новое правительство Франции выполнит популистские предвыборные обещания президента Олланда, а Кремль, поддерживающий крупный российский капитал, продолжит внедряться в стратегические отрасли ЕС. И только Алексею Мордашову придется разгребать «авгиевы конюшни» убыточного предприятия.
Вчера французская газета Les Echoes со ссылкой на неназванные источники сообщила о том, что Алексей Мордашов, мажоритарный акционер российской «Северстали», вступил в переговоры с ArcelorMittal по поводу покупки металлургического завода во французском городе Флоранж. При этом издание указывает, что переговоры длятся уже две недели, представители российского олигарха посетили предприятие и получили на руки его финансовую документацию. Более того, газета добавляет, что еще два инвестора заинтересовались ArcelorMittal Florange, однако Мордашов остается главным претендентом.
Впрочем, в «Северстали» уже начинают открещиваться от французского завода. По информации российской газеты RBC daily, российская компания не подтверждает свой интерес к покупке ArcelorMittal Florange. Источник, близкий к «Северстали», назвал сообщение Les Echoes «рыночными спекуляциями и слухами». Если это правда, то французы вспомнили о Мордашове по старой памяти, поскольку он в 2006 г. пытался приобрести панъевропейскую Arcelor, но проиграл борьбу Лакшми Митталу.
Действительно, официально «Северсталь» может не участвовать в приобретении завода в Лотарингии, а сделка с ArcelorMittal – это личная покупка Алексея Мордашова. Напомним, что подобная схема была применена с итальянской меткомпанией Lucchini. Этот актив был официально выкуплен у «Северстали» структурами Мордашова, его результаты не входят в отчетность российской компании, однако Lucchini все еще управляется «Северсталью».
Пока что непонятно, что является предметом продажи: только две доменные печи (2,7 млн. т стали), остановленные в год назад, или весь завод со сбытовыми структурами и прокатными мощностями, работающими на привозном подкате. Кроме того, раньше было объявлено, что ArcelorMittal готова продать и коксохимический завод, который раньше не планировала выставлять на продажу.
В первом случае сделка будет лишена экономической логики, поскольку новому собственнику придется решить те же проблемы, с которыми не справился ArcelorMittal. Прежде всего, это 400 километровая удаленность от морского порта, что повышает затраты на логистику сырья, а также малые производственные мощности. Из-за этого, а также в связи со слабым спросом на сталь в ЕС, ArcelorMittal признал доменное и слябовое производство Флоранжа неконкурентоспособным в нынешнем состоянии.
Во втором случае – продажа всего комплекса – сделка для россиян может быть интересна не столько с точки зрения покупки производства, сколько приобретения рынков сбыта. Флоранж расположен в промышленном регионе Лорран, где сосредоточены машиностроительные и автопредприятий, в том числе концерна Peugeot-Citroen, у которого весьма теплые отношения с Кремлем. Кроме того, в Белокаменной давно вынашивают попытки подобраться к стратегическим отраслям ЕС, еще со времен Arcelor и Opel.