Путин спустил «Газпром» с цены

Share

Власти РФ взяли курс на планомерное повышение внутренних тарифов на газ с целью избавления «Газпрома» от бремени субсидирования российской экономики. Для Украины эти перспективы, наряду с некоторым выравниванием конкурентных условий для промышленности, формируют также предпосылки для демонополизации российского газового экспорта. Это тем более актуально в условиях законодательно задекларированной либерализации отечественного рынка газа.


Заработать на своих


Менеджеры «Газпрома» любят оперировать понятием «рыночное ценообразование». Тем не менее, на внутрироссийском газовом рынке монополист вынужден работать преимущественно по директивно установленным ценам. Впрочем, по мнению «Газпрома», необходимо повысить и привязать к стоимости российского газа в Европе через внедрение принципа «равнодоходности» внутренних и экспортных поставок. Речь идет об уравнивании стоимости между внутренней и «европейской» стоимостью газа за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов.


Эту идею «Газпром» лоббирует давно и в 2006 г. даже было принято правительственное решение в течение 5 лет (к 2011 г.) перейти к «равновесию» внутренних цен с европейскими. Однако в условиях кризиса было решено повернуться «лицом к потребителям» и отложить внедрение принципа равнодоходности.


Новейшая попытка переложить бремя компенсации потерь «Газпрома» на российских потребителей была предпринята в текущем году. И по итогам кулуарной дискуссии было принято решение, что паритета между европейским и российским рынками следует достичь к 2015 г. Тарифы для населения при этом останутся регулируемыми и более низкими, чем промышленные.


В том числе, в 2011 г. максимальная оптовая цена газа внутри РФ составит 55% от экспортной цены (минус пошлина и транспортировка), в 2012 г. – 70%, в 2013 – 85%. Такие темпы повышения тарифов предполагают 15% ежегодный рост внутренних оптовых цен на газ, что вполне соответствует текущим тенденциям на рынке: в минувшем году газ подорожал на 15,8%, в текущем – на 15%. В целом же за последние 5 лет газ для российских потребителей подорожал почти вдвое, а по итогам 2009 г. «Газпром» впервые задекларировал прибыльность своей работы на внутреннем рынке, принесшей порядка $2,35 млрд.


В то же время, четко предсказать в результате эту самую «равнодоходную» стоимость газа для российских потребителей достаточно сложно, поскольку, во-первых, прогнозы (и «Газпрома» в том числе) относительно ценовой ситуации на рынках ЕС зачастую не сбываются. А по мере роста доли спотовой составляющей этого рынка долгосрочные прогнозы будут все менее надежными. Недавно «Газпром» заявил о намерении порядка 20% своих поставок в адрес E.ON-Ruhrgas продавать через биржевые механизмы.


А во-вторых, само понятие «доходности» «Газпрома» весьма вариативно. Согласно экспертным оценкам, этот параметр существенно отличается от страны к стране, причем, по словам президента консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, в настоящее время экспорт газа в Украину приносит «Газпрому» на 50% больше доходов, чем экспорт в Германию.


Тем не менее, в целом, прогнозные оценки говорят о том, что к 2012 г. внутрироссийский оптовый тариф может составить порядка $100 за тыс. куб. м и достигнет не менее $150 за тыс. куб. м в 2015 г. В то же время, стоимость газа для конечных потребителей может быть существенно выше. Так, при средней по РФ текущей оптовой стоимости газа порядка $80 за тыс. куб. м, расчетная «равнодоходная» цена тысячи кубометров газа для потребителей Москвы и Московской области составила в І квартале с.г. около $200. При этом заметное влияние на формирование конечной стоимости газа окажет также тарифная политика в сфере транспортировки и распределения газа, стоимость которых также будет расти в соответствии с еще не конкретизированными решениями регулятора.


В результате успехов «Газпрома» в сокращении разницы в стоимости газа на внутренних рынках Украины и России определенный конкурентный бонус в среднесрочной перспективе получат украинские промышленники. Тем временем их российские коллеги-конкуренты в преддверии очередных этапов подорожания газа дают мрачные (и преувеличенные, как показывает украинская практика) картины чуть ли не катастрофического сокращения рентабельности и даже закрытия ряда химпредприятий.


В непростой ситуации окажутся и российские генерирующие компании: в европейской части РФ практически все тепловые электростанции ориентированы на потребление относительно дешевого газа и его подорожание грозит вытеснением с рынка наименее рентабельных ТЭС. Что, в свою очередь, в условиях возобновления роста энергопотребления привлечет внимание российских потребителей к продукции украинских АЭС и угольных ТЭС. И, не исключено, поспособствует также и замораживанию процесса полноценной интеграции отечественной энергосистемы с европейской UCTE.


«Газпром» поделится с госбюджетом


В то же время, в условиях нарастающей напряженности российского госбюджета в правительстве РФ активизировались сторонники увеличения фискальной нагрузки на газодобывающие компании. И запланированный существенный рост внутрироссийских цен стал логичным обоснованием для лоббирования «зеркального» повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на добытчиков газа. Последний раз «газовая» ставка этого налога индексировалась еще в 2005 г. и Минфин намерен даже удвоить ee с 2011 г., что означало бы изъятие у «Газпрома» более $5,5 млрд.


«Газпром», также испытывающий инвестиционные и финансовые сложности (в следующем году предполагается более чем удвоить размер инвестиций – до почти $60 млрд. при чистом долге более $50 млрд. и символическом профиците текущего бюджета в $16 млн.) традиционно сопротивляется подобным инициативам. Но, вероятнее всего, «бюджетное» и «газпромовское» лобби в российском истеблишменте вскоре найдут компромисс и НДПИ будет увеличен на 30%-40%. О принципиальном согласии на это со стороны «Газпрома» свидетельствует рассмотрение на последнем заседании совета директоров (20 июля с.г.) нескольких сценариев повышения фискальной нагрузки.


В оптимальном для Украины и «Нафтогаза» случае, максимизация налогообложения «Газпрома» вынудит его к пересмотру инвестиционной программы и заставит притормозить, как минимум, реализацию «Южного потока», имеющего весьма сомнительные коммерческие перспективы.


Еще одним важным для Украины следствием повышения внутрироссийских внутренних тарифов на газ, коррелирующимся по срокам с формированием в нашей стране конкурентного рынка газа, может стать ослабление внешнеторговой монополии «Газпрома». Хотя рассчитывать на полную либерализацию российского газового экспорта не приходится, но с повышением рентабельности работы «Газпрома» на внутреннем рынке российские власти вполне могут пойти в ряде «исключительных» случаев на допуск независимых производителей газа (добывают порядка 25% российского газа) к прямым поставкам в адрес украинских потребителей. Особенно, если эти потребители контролируются российским же капиталом.


Первые прецеденты подобных исключений уже созданы: НОВАТЭК (вторая по мощности в РФ газодобывающая компания) получила право на независимый от «Газпрома» транзит своего ресурса через Казахстан и, главное, на де-факто самостоятельный экспорт половины газа проекта «Ямал СПГ» (добыча планируется с 2016 г). При этом «Газпром экспорт», имеющий монополию на экспорт всего российского газа, согласно договоренностям, будет играть роль посредника-легализатора зарубежных продаж, формально выкупая газ у «Ямал СПГ» и оформляя его на таможне для последующей передачи контрагентам НОВАТЭКа.


Использование подобных схем можно ожидать и в применении к поставкам на отечественный газовый рынок, законодательно задекларированная демонополизация которого вооружит авторов этих схем новым эффективным средством воздействия на политические и/или экономические процессы в Украине.