Нардеп назвал факторы, которые мешают экспорту товаров глубокой переработки в ЕС

Share

В структуре украинского экспорта в страны Европейского Союза преобладают товары сырьевой группы. В частности, более половины от общего объема поставок приходится на зерно и металлы, сообщил глава комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха во время слушаний по пересмотру экономической части Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.

Несмотря на действие зоны свободной торговли с ЕС украинские производители не смогли нарастить экспорт высокотехнологичной продукции на европейский рынок и тем самым компенсировать потери, понесенные от закрытия рынка России.

По мнению Наталухи, этому препятствовал ряд факторов, в частности незначительные объемы квот и тарифные барьеры.

«На сегодня действует 34 тарифных квоты (на беспошлинный ввоз продукции в ЕС – ред.) и 4 дополнительных. Четверть из них не используется. В то же время 12 квот исчерпываются полностью. Например, квота на мед, которая в 7-8 раз меньше экспорта и заканчивается за несколько недель», – сказал Наталуха, по словам которого экспорт многих украинских товаров в ЕС прекращается после исчерпания квот.

Он также обратил внимание на практику введения дополнительных квот на украинскую продукцию, изначально не прописанных в Соглашении об ассоциации, в частности, на некоторые виды металлопродукции. «В 2020 году были введены квоты на поставку металлопроката и ферросплавов. Они касаются 12 групп товаров. На сегодня по 7 из них Украина исчерпала квоту», – сказал нардеп. «Это протекционизм», – добавил он.

На объемы торговли с ЕС также может существенно повлиять введение так называемого углеродного налога (CBAM), который может привести к существенному удорожанию украинской продукции и снижению ее конкурентоспособности.  

«Мы знаем, что ВТО взяла курс на признание недискриминационными тех мер, которые обусловлены потребностями экологии. И ЕС удачно на этом играет. Это оправдано лишь в определенной мере. Но это нельзя назвать лучшим решением, если оно вредит равнозначному торговому партнерству», – сказал Наталуха.