«Наше завдання знайти вирішення логістичної проблеми та запустити економіку» – Юрій Риженков

Share

Какие активы Метинвеста продолжают работать 

Каметсталь (бывший Днепровский металлургический комбинат в Каменском) работает практически на 80% от своей мощности. Сниженная загрузка связана с необходимостью экономно расходовать природный газ. «Если бы он не был таким дорогим, мы бы работали на полную мощность», – отметил Рыженков. Горно-обогатительные комбинаты (ГОКи) в Кривом Роге загружены на 35-40% в зависимости от предприятия. Они осуществляют поставки для европейских потребителей, «которые пошли нам на встречу и увеличили заявку на март практически вдвое». Продолжает работать ШУ «Покровское» и предприятия Метинвеста за рубежом.

С начала российской агрессии Метинвест занимается производством оборонных конструкций, а также бесплатно предоставляет металл для этих целей другим предприятиям. ВСУ и Территориальная оборона уже получили более 40 тыс. противотанковых ежей, более 10 тыс. шипованных цепей против колесной техники. «Мы освоили производство броневых пластин, на сегодня уже передали более 2 тысяч штук. Это тысяча бронежилетов, которые получили в ВСУ, Теробороне, Нацполиции», – сказал Рыженков.  

Как блокирование портов сказалось на металлургах

Украинская металлургия всегда полагалась на морские перевозки. Но сейчас движение в Черном и Азовском морях заблокировано, некоторые украинские порты захвачены. «Это сильно урезало нашу логистику», – отметил руководитель компании. Например, для возобновления производства на «Запорожстали» нужно решить проблему подвоза сырья, в частности металлургического угля, которого в Украине не хватает. Также нужно понять, как потом вывезти готовую продукцию.

В этом вопросе Метинвест очень плотно работает с государственным оператором железных дорог «Укрзализниця», в процесс также вовлечены первый вице-премьер-министр экономики Юлия Свириденко и министр инфраструктуры Александр Кубраков. «Интересы компании и государства совпадают. Наша задача найти решение этой проблемы и запустить экономику», – сказал Рыженков.   

«Я думаю, мы найдем решение. Когда в 2014 году был уничтожен основной логистический маршрут на Мариуполь, который проходил через Донецк, мы уже решали подобную проблему. На то время "Камыш-Заря" – "Волноваха" была единственной ж/д линией, которая могла снабжать Мариуполь. Она не могла обеспечить транспортировку необходимых объемов. В мирное время она была загружена на 1/10 от того, что нам было нужно. Но уже к 2018 году она смогла полностью обеспечить доставку сырья и вывоз готовой продукции с мариупольских заводов», – напомнил Рыженков.  

Рабочая группа, в которую вошли представители компании и специалисты УЗ, изучает возможности западных ж/д переходов, перспективы их модернизации, а также новые логистические решения. Например, контейнерные перевозки сырья. Рассматриваются возможности вывоза продукции через незаблокированные порты Черного и Балтийского моря, что позволит наладить экспорт не только в европейские страны, но и обеспечить морской экспорт на рынки Юго-Восточной Азии.

Как война повлияла на положение компании на международном рынке 

Два основных рынка сбыта железорудного сырья для Метинвеста – это Европа и дальневосточные страны, в том числе Китай и Южная Корея. «С европейского рынка Украина никуда не исчезнет», – считает Рыженков, по словам которого, Метинвест будет по-прежнему оставаться крупным поставщиком в этом регионе. «В марте мы поставим почти 1 млн. тонн железорудной продукции в Европу. Это достаточно большой объем», – добавил он.  

На китайском рынке доля Украины настолько мала, что он вряд ли заметит потерю поставок из нашей страны. В то же время для Украины она будет ощутимой. Сейчас это порядка 60% от довоенных поставок. Главная проблема – отсутствие логистики, поэтому Метинвест ищет новые маршруты доставки грузов покупателям в Азии.

В случае с металлургической продукцией ситуация несколько хуже. Мариупольские заводы группы стоят. «Нет сомнений, что их можно восстановить, но для этого нужно, чтобы закончились боевые действия и чтобы город был под контролем Украины», – сказал Рыженков. На долю мариупольских заводов приходится больше трети стального производства. То есть на сегодня «Украина потеряла контроль над 30-40% металлургических мощностей».  

Перспективы ММК им Ильича и Азовстали

Сейчас очень сложно оценивать ситуацию на мариупольских предприятиях Группы. Из той информации, которая есть в открытом доступе – это фотографии и фрагменты видео –  можно сделать вывод, что критических повреждений Мариупольского металлургического комбината им. Ильича и Азовстали сейчас нет. Если это действительно так, то для их запуска потребуется несколько месяцев. Сложнее будет обеспечить бытовые условия работников. Нужно будет восстанавливать жилье, городскую инфраструктуру. На это может уйти больше времени.

«Я не верю в то, что Россия сможет запустить производство на мариупольских заводах» в случае, если город окажется под контролем оккупантов, заметил Рыженков. Россия не сможет обеспечить для них рынок сбыта, ведь РФ не хватает внутреннего рынка для собственных заводов. Не будет и квалифицированного персонала. После того, что сделали российские войска, никто не захочет с ними работать.

Как работают заводы Метинвеста в Европе

Итальянские и британский заводы компании полностью зависели от слябов, производимых на Азовстали. Сейчас работаем над диверсификацией поставок, рассматриваем возможность купить слябы на открытом рынке, например в Китае или Бразилии. Это может занять пару месяцев.

Украина и Россия были основными поставщиками слябов для большинства европейских заводов. Сейчас два они просто исчезли (ЕС запретил импорт металлопродукции из РФ в рамках санкций – ред.). Это серьезный шок для европейское стальной промышленности.  

Последствия войны для российской металлургии

Россияне потеряли европейский рынок железорудного сырья. Никто в Европе не захочет покупать их продукцию. Пока непонятно, смогут ли российские производители переориентироваться на другие рынки. Исходя из тех санкций, которые уже ввели в отношении РФ, она, скорее всего, будет замыкаться сама в себе. На внутренний рынок России приходится 60-70% металлургического производства. Значит, что они потеряют от 30 до 40%.

Метинвест Политехника

Проект по созданию первого в Украине частного технического университета «Метинвест Политехника» не закрыт. В первую очередь это не здание, а люди. «Мы стараемся сохранить коллектив. Сотрудников университета успели вовремя эвакуировать, и они сейчас работают над программами», – сказал Рыженков. Компания отложит запуск бакалаврских программ, который планировался на сентябрь этого года, однако продолжит проводить курсы повышения квалификации, как это было ранее.