Санкции и торговые войны. Как Украине противостоять экономической агрессии РФ

Share

23 марта президент Владимир Зеленский ввел в действие новый пакет санкций, которые затрагивают российских силовиков, чиновников и депутатов. В список, составленный Советом нацбезопасности и обороны, вошла и 81 компания из России.

Ответка за Крым

Это организации, которые могли быть задействованы в строительстве Керченского моста, в 2018 году соединившего Россию и оккупированный Крым. Например, «Ленпромтранспроект», который занимается проектированием объектов промышленно-транспортной инфраструктуры, научные учреждения «Морской гидрофизический институт РАН» и «Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского РАН». Они работают в Крыму, используя присвоенную базу украинских организаций. В сети можно встретить комментарии сотрудников этих институтов по поводу строительства моста через Керченский пролив. Под санкции попали и такие предприятия, как «Сварка мостовых конструкций – Мастер», «Стройсервис» (строительство автомобильных дорог), «Современные технологии строительства», «Южная сталепроволочная компания» (производство проволоки, а также металлоконструкций, цепей и пружин, крепежных изделий), «Гринкран» (аренда кранового оборудования), «Управление механизированных работ-Юг» (автомобильные грузоперевозки).

В списке фигурируют и машиностроительные предприятия, например, «Кранмашстрой», который занимается производством подъемно-транспортного оборудования, Кингисеппский машиностроительный завод, обслуживающий дизельные и газотурбинные двигатели и выполняющий заказы Минобороны РФ, «Эксмаш», где занимаются производством оборудования для добычи полезных ископаемых, или «Ленинградский судостроительный завод "Пелла"» и ряд связанных с ним организаций, основной вид деятельности которых – строительство катеров, буксиров и оборудования для металлообработки. Есть еще «Стройтрансгрупп» (производство оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства), «Комплектпромматериалы» (производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов) и ряд других компаний.

Отдельную группу составляют фирмы, работающие в оккупированном Крыму и таким образом нарушающие украинское законодательство: винодельческая компания «Массандра» и ее филиалы, «Черноморнефтегаз» и «Черноморнефтегаз Добыча», «Крымгазсети», «Крымгеология», «Крыммедстрах» и т.д. Также ряд страховых компаний из РФ, включая «Росгосстрах». И российские СМИ, распространяющие дезинформацию об Украине: «ИТАР-ТАСС», «Федеральное агентство новостей», «ТВ-Новости», «СМИ2», МИА «Россия сегодня», «Газета.Ру», «Интернет-Пресса».

Теперь в Украине будут заблокированы активы этих компаний, а на их торговые операции, участие в публичных и оборонных закупках, транзит ресурсов через Украину наложен запрет. Компетентные органы должны обеспечить предотвращение вывода капиталов за пределы страны. Также запрещается использование телекоммуникационных услуг.

Кроме того, 29 марта Кабинет Министров обновил перечень товаров российского производства, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Украины. В список попали пшеница, растительные масла, в том числе подсолнечное, моющие средства, газетная бумага, картон, туалетная бумага и другие бумажные изделия, проволока, инструменты для бурения и т.д.

Без завышенных ожиданий

«Именно от этих санкций не следует ожидать эффекта «разорвавшейся бомбы», – поясняет завотделом экономической стратегии Национального института стратегических исследований (НИСИ) Ярослава Базилюк. – Но и преуменьшать их роль также не нужно. Эти санкции являются важнейшей составляющей и продолжением общего курса Украины, направленного на снижение российского влияния на нашу экономику».

С началом войны зависимость Украины от России существенно снизилась. В 2013 году Москва была главным торговым партнером Киева – на нее приходилось 23,8% всего украинского экспорта. Но уже в 2020 году поставки в РФ сократились до 5,5% от общего объема внешней торговли.

«Мы уже прошли пик негативного влияния. За это время Украина в значительной мере диверсифицировалась. Главным торговым партнером стал Евросоюз и Китай. Единственный сектор, который все еще сталкивается с трудностями – это машиностроение», – говорит руководитель «Укрпромвнешэкспертизы» Владимир Власюк.

В то же время важно не испытывать иллюзий по этому поводу, считает Базилюк, поскольку экономические рычаги давления на Украину сохраняются. Россия по-прежнему остается важным рынком для многих украинских производителей. А импорт из РФ традиционно превышает экспорт: в 2020 отрицательное сальдо внешней торговли между странами составило 1,9 млрд долл.  

«Инерция экономической связанности с рынками РФ – это основной сдерживающий фактор для Украины. Украинская продукция более конкурентоспособна на рынке России нежели в других странах. Хотя Украина все же адаптируется к новым реалиям и перестраивает свою внешнеторговую деятельность», – говорит она.

Как экономическая агрессия России повлияла на Украину

Россия всегда вела недружественную экономическую политику в отношении Украины. Хотя война и стала самым большим шоком для нашей экономики, Москва использовала слабые места и зависимости Киева задолго до этого. Например, в 2006 году РФ под формальным предлогом запретила ввоз из Украины мяса, молочных продуктов, рыбы, яиц в ответ на попытки тогдашнего президента Виктора Ющенко получить план действий членства в НАТО.

В 2012 году Кремль вновь развернул борьбу с украинским экспортом в попытках помешать сближению Украины с ЕС. Тогда РФ шаг за шагом перекрывала поставки сначала промышленных товаров, а затем и продуктов питания. Так, большим ударом для Киева стала приостановка действия сертификатов на вагонное литье, основным поставщиком которого был Кременчугский сталелитейный завод. Это решение фактически привело к полной остановке экспорта украинских вагонов на российский рынок. Тогда же Москва отказалась продлевать действие квот на беспошлинный ввоз нержавеющих труб, что также сильно ударило по отечественным производителям.

«Роспотребзнадзор» препятствовал поставкам украинских сыров, обвиняя производителей в добавлении пальмового масла. Хотя в дальнейшем безосновательность претензий к качеству была доказана, убытки производителей по разным оценкам составили свыше 80 млн долл, сообщила Базилюк. Под раздачу попала и кондитерская корпорация «Рошен», чью продукцию тормозили на границе якобы из-за нарушения требований к качеству и безопасности.

А летом 2013 таможня РФ полностью заблокировала украинский экспорт, объявив отечественных поставщиков рискованными. Фуры с украинской продукцией подвергали тщательной проверке, включая полную выгрузку и перегрузку товара. «Это были действия в плане экономики и партнерских отношений просто неадекватные», – вспоминает Власюк.

Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС спровоцировало новый виток торговых ограничений. В 2016 году, когда в силу вступила зона свободной торговли между Украиной и ЕС, Россия приостановила для Украины действие Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Тогда же Москва ввела продовольственное эмбарго, запретив импорт украинского мяса, колбас, рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов и молочной продукции. В 2016 году Россия также запретила транзит украинских товаров через свою территорию. Это коснулось поставок в страны Центральной и Восточной Азии, в особенности в Казахстан и Киргизстан.

В 2018 году был утвержден первый пакет санкций против украинских граждан и компаний. Россия дополняла его в 2019 и 2021 году. За это время под санкции попали украинские производители вооружения и военной техники, турбин, электродвигателей, тракторов, прицепов, котлов, а также железнодорожных колес, вагонного литья и другой продукции машиностроения и металлообработки. Ограничения вводились и в отношении сырья и продовольствия, например, пшеницы, подсолнечного масла, консервированных овощей, вина; известняка, щебня и др. Из России, в свою очередь, был запрещен ввоз нефти и нефтепродуктов.

«Мы потеряли миллиарды экспорта. Случилось ли это по причине какого-то недобросовестного поведения Украины? Конечно, нет. Это были односторонние экономические действия РФ сначала в виде обструкции, а потом уже и в виде экономической агрессии», – отметил Власюк.

Больнее всего российские ограничения ударили по сектору машиностроения. С 2012 года, когда РФ начала использовать разные формальные поводы и постепенно вытеснять украинские товары со своего рынка, мы потеряли порядка 7 млрд долл. экспорта машиностроительной продукции, озвучил свои подсчеты Власюк. Он считает, что понятной экономической мотивации в решениях России не было. Более того, они были направлены на ослабление экономического потенциала Украины. 

«Если рассматривать экономическую агрессию в более широком смысле, когда подключаются и неэкономические методы влияния, то следует отметить, что с 2014 года экономика Украины понесла существенные потери именно от угроз нового типа. К ним следует отнести: фрагментацию экономического и таможенного пространства Украины; экспроприацию государственной собственности, собственности физических и юридических лиц, имущественные потери вследствие нарушения территориальной целостности», – добавила Ярослава Базилюк.

Как Украина может противостоять влиянию России

Опрошенные uaprom.info эксперты сходятся во мнении, что Украина уже сделала много для того, чтобы выйти за пределы деструктивного влияния соседа. Главным достижением можно назвать диверсификацию поставок украинской продукции и выход на новые рынки.

«Демонтаж экономического влияния – это не вопрос одного года. Украине надо к этому стремиться, но очень многое уже сделано», – говорит Базилюк. Она считает, что важно продолжать работу, направленную на расширение присутствия на рынках других стран.

«В этой геополитической реальности сотрудничество с Россией невозможно. Поэтому Украина не должна надеяться на рынок России, а интегрироваться в экономическое пространство Евросоюза. У нас есть проблемы с поставками высокотехнологичной продукции в ЕС. Но нужно продолжать встраиваться в их цепочки поставок. Это сложно, но это нужно делать», – добавил Власюк, по мнению которого, Украина также должна минимизировать зависимость от импорта отдельной российской продукции.

Руководству страны необходимо активнее защищать свои экономические интересы, объединяя усилия с международными партнерами. В частности, чаще апеллировать к системе Международной организации торговли и модернизировать законодательство, направленное на мониторинг иностранных инвестиций в чувствительные для национальной безопасности сферы.

«Здесь вопрос не только мониторинга, но и установления правил игры на украинском рынке. Мы не должны допускать, чтобы через монополию, через какие-то деструктивные действия страдали наши интересы», – резюмирует Базилюк.