Бразильский блеф: почему Жеваго занялся спекуляциями

Share

В самом конце апреля железорудная компания Ferrexpo объявила о намерении выйти из бразильского проекта Ferrous Resources, продав 15,51% акций. Даже имя потенциального покупателя раскрыла – IEP Ferrous Brazil, что в целом нехарактерно для сделок, которые не завершены или находятся на начальных стадиях. По всему видно, что украинский инвестор старается как можно быстрее покинуть Южную Америку, создавая соответствующий информационный фон.

Узнав о возможной купли-продажи, большинство оптимистов заговорили о том, что $41,8 млн., которые Ferrexpo хочет получить за свой пакет, уже у нее в кармане. Хотя сама компания уточняет, что отсутствуют какие-либо гарантии закрытия сделки. Необходимо получить разрешение от бразильских антимонопольщиков, плюс есть некие другие факторы, о которых в Ferrexpo предпочитают не распространяться.

Мажоритарный миноритарий

Прежде всего, следует сказать, что Ferrexpo является вовсе не миноритарием, а крупнейшим акционером Ferrous Resources, владея 15,51% акций через оффшорку Arlington Limited (юрисдикция острова Гернси). А вот вторым по величине собственником FR выступает как раз IEP Ferrous Brazil с 14,6%-ным пакетом. Последняя структура представляет собой «дочку» холдинга Icahn Enterprises L.P., который управляет активами известного американского инвестора-спекулянта и миллиардера Карла Айкана.

При этом доля других акционеров Ferrous, зарегистрированной на острове Мэн, не превышает 10%. Среди них присутствуют местные бразильские бизнесмены, инвестфонды из США и Австралии. Стоит также выделить наличие среди собственников крупнейшего в мире сырьевого трейдера Glencore, который, владея 4% акций FR, имеет права на сбыт добываемой компанией железной руды.

Поэтому заход Ferrexpo в эту бразильскую компанию еще осенью 2013 года вызывал массу вопросов. Доступа к сырью она была, по сути, лишена, так как Ferrous обязалась зимой того же года поставить Glencore 20 млн. т железорудного сырья в течение четырех лет. А годовые мощности по добыче составляли 3,5-5 млн. т.

В совет директоров FR также не удалось украинцам провести хотя бы одного своего представителя. Весь менеджмент так и остался бразильским: гендир – Жауме Николато, испдир – Сержио Сампайо, финдир – Тьяго Ролдао и еще три бразильца директора. То есть, Ferrexpo оставалось лишь вещать об «опыте по обогащению бразильской желруды» и списывать неденежные средства, которые за год составили $82 млн. из-за падения цен на сырье.

Когда нужна спешка?

Естественно, что менеджмент Ferrexpo тут же задумался о выходе из данного проекта. Но реально ли было найти покупателя падения железорудного рынка и негативных финпоказателей самой бразильской компании. Так, годовой убыток Ferrous, относящийся к Ferrexpo, составил $9,7 млн., а в целом – $62,6 млн.

Понятно, что лучше всего договориться с действующими акционерами FR, но среди них не так много инвесторов, которые могли бы себе позволить хотя бы наполовину «отбить» потери Ferrexpo по бразильскому активу. Конечно же, идеальным кандидатом выступал американский бизнесмен Карл Айкан, собственно, после которого в Ferrous пришли и Glencore, и Ferrexpo.

Айкан владеет миллиардным состоянием, его холдинг активно инвестирует в различные сектора промышленности, начиная от автопрома и энергетики и заканчивая недвижимостью и домами мод. Кроме того, он активно вкладывается в IT-сектор, крупнейшей инвестицией в котором являются акции Apple (стоимостью $6,6 млрд.), Ebay, а также Dell. Кстати, с менеджментом последней Айкан вел корпоративные войны и вышел победителем.

Более того, очевидно, что в Ferrexpo, заявляя о продаже акций Ferrous, хотят также сыграть на ситуативном, во многом спекулятивном росте цен на железную руду в апреле. Котировки 2 апреля упали до 10-летнего минимума ($47/т), но уже в начале мая превысили отметку в $60/т. Хотя в целом перспективы отрасли остаются мрачными, рынок будет стагнировать еще несколько лет. Плюс 7 мая Icahn Enterprises L.P. выдал квартальную финотчетность, которая показала прибыль в $162 млн., несмотря на крутое пике стоимости сырья и энергоносителей.

Впрочем, главное препятствие для сделки между Ferrexpo и IEP Ferrous Brazil – отнюдь не желание или его отсутствие американского миллиардера наращивать свою долю в Ferrous. Дело в том, что, по правилам устава FR, для акционеров устанавливается потолок владения ценными бумагами. Украинская компания его достигла, а американская весьма близка к нему.

Вот и получается, что антимонопольщики Бразилии и совет директоров самого Ferrous заблокируют такую транзакцию. Посему Ferrexpo либо придется искать нового покупателя, либо распродавать акции между остальными миноритарными владельцами, даже если Карл Айкан захочет «подбросить» Константину Жеваго $42 млн. на покрытие убытков от непродуманной бразильской инвестиции.