Анатолий Ткаченко

Share



В этот понедельник Николай Рудьковский отстранил от должности директора Службы международных автоперевозок Украины (СМАП) Анатолия Ткаченко. О причинах увольнения «k:» поинтересовались у самого Ткаченко. Мы также направили вопросы министру Николаю Рудьковскому, однако на момент, когда верстался номер, ответа не получили. В любом случае «k:» готовы предоставить возможность министру транспорта высказать свою точку зрения на это увольнение.



k: Анатолий Николаевич, ваше увольнение стало неожиданностью для автотранспортной отрасли. Ведь раньше о каких-либо скандалах никакой информации не было. В чем причина столь неожиданной отставки?



А.Т.: Чтобы понять причину, необходимо вернуться на год назад. С приходом на должность министра транспорта Николая Рудьковского начала проводиться политика расстановки «своих» руководящих кадров на все прибыльные предприятия. Как правило, своих кандидатов на должности первых руководителей, способных действительно грамотно руководить, у министра не было. Поэтому применялась практика назначения заместителей, «смотревших» за работой директоров предприятий. Причем нередко эти заместители обладали формальными полномочиями, которые были не меньше директорских. То же самое произошло у нас.



Мне навязали трех молодых заместителей, имевших до этого отдаленное представление о системе международных автоперевозок, но зато имевших определенные заслуги перед Соцпартией. Они были поставлены кураторами таких направлений, как внешние связи, разрешительная система и юридические вопросы. Для моих опытных в этих вопросах заместителей удалось выбить дополнительные должности и таким образом оставить их на предприятии. Для нас распоряжения министра всегда были законом, поэтому пришлось смириться с таким положением вещей. Кстати, за прошедший год мне пришлось трудоустроить на различные должности около 40 социалистов.



Но все же по некоторым кандидатурам пришлось отказывать. Явно, у министра зрело раздражение по поводу моих отказов. Последней же каплей стал отказ назначить нового руководителя черниговского отделения нашей службы. Точнее, это был даже не отказ, а я сказал, что подумаю. Но уже в понедельник появился приказ о моем увольнении.



k: Только ли в отказе от выполнения кадровых пожеланий Николая Рудьковского заключается причина вашего увольнения?



А.Т.: Нет, не только. Начиная с апреля от министра регулярно стали поступать распоряжения относительно выделения средств, не предусмотренных финансовым планом. Я отказывался их выполнять, но в итоге соответствующие документы подписывал мой заместитель Степан Деркач.



Самыми скандальными платежами стали следующие. За поездку министра и небольшой делегации на Европейскую конференцию министров транспорта (ЕКМТ) в конце мая в Софию наше предприятие только за чартерный рейс заплатило госавиакомпании «Украина» 144 тыс. грн. Затем в июне, когда делегация министерства ездила на презентацию инвестиционных проектов в Брюссель, СМАП также оплачивала чартерный рейс. При этом делегация почему-то летела в Париж. За это авиакомпании «Челленджер Аэро» было заплачено 393 тыс. грн. Кроме того, мы еще и оплачивали командировочные расходы. В итоге такая презентация инвестиционных возможностей Украины обошлась госпредприятию в полмиллиона гривен.



Ни один из министров транспорта до этого не позволял себе такое в загранкомандировках. Для цивилизованных стран это просто недопустимо и неприлично. Ведь всегда можно воспользоваться регулярным рейсом.



Правда, летали и регулярными рейсами. Так, в июле СМАП оплатила поездку делегации Минтранссвязи в Токио, что обошлось в 150 тыс. евро. Интересно, что в составе делегации был и брат министра Сергей Рудьковский. Когда же этим фактом заинтересовались соответствующие органы, он вернул в кассу предприятия $8 тыс. Всего же на цели, не предусмотренные финпланом, в этом году уже израсходовано около 3 млн. грн.



А непосредственной причиной моего увольнения считаю отказ выполнять распоряжение о страховании всего имущества предприятия. Распоряжение поступило полтора месяца назад, и мне очень настойчиво рекомендовали это сделать. В итоге мы должны были бы заплатить страховой компании около 2,5 млн. грн. Договор все же не был подписан.



И чем ближе к выборам, тем чаще поступали подобные распоряжения. Причем устные, и министр сам не гнушался их давать. Раньше такие пожелания делались хотя бы через помощников министра или его заместителей. Я работаю в отрасли много лет, но ни один министр до Рудьковского не вел себя настолько нескромно. Причем еще в мае мы подали в Минтранссвязи проект порядка использования средств предприятия, но до сих пор он так и не утвержден.



k: Какова формулировка приказа о вашем увольнении?



А.Т.:: Уволили за неэффективное использование и сохранность госимущества. Я уже рассказал об эффективности использования, и как именно это делалось, когда финансовые документы подписывали ставленники министра. Причем я был снят с должности с нарушением процедуры. Для того чтобы определить, были какие-либо нарушения с моей стороны или нет, необходимы хотя бы результаты проверки. К тому же на момент приказа об увольнении я находился на больничном. И даже несмотря на все вышеупомянутые нецелевые платежи, чистый доход СМАП в первом полугодии этого года составил 25,6 млн. грн., чистая прибыль —0,6 млн. грн, а платежи в бюджет —11,7 млн. грн. Посему буду оспаривать приказ об увольнении в суде.



Беседовал Александр Арбузов


1.10.2007, Комментарии