Спустя три недели после пика финансового кризиса администрация Джорджа Буша обнародовала свои планы по спасению ипотеки. Однако, учитывая, что конкуренты-демократы озвучили аналогичные инициативы, предложения президента больше похожи на политический PR
Пакет инициатив, направленных на облегчение участи заемщиков subprime, президент США Джордж Буш озвучил в пятницу. В частности, он предложил распространить федеральные схемы гарантирования кредитов на большее количество заемщиков — на 80 тыс. вдобавок к 160 тыс., ныне подпадающим под условия госгарантий. Но гражданам придется доказать, что они не могут платить по кредиту именно из-за повышения кредитных ставок. Кроме того, предполагается подключить к рефинансированию кредитов ведомства вроде ипотечных госкомпаний Fannie Mae и Freddie Mac.
Господин Буш призвал что-то сделать с финансовой грамотностью. Заемщики без кредитной истории и подтвержденных доходов набрали около $1,3 трлн. кредитов, соблазнившись низкими стартовыми ставками. Но льготный период подошел к концу, и платить пришлось по более высоким ставкам. Тем временем стоимость ресурсов на рынке росла — с лета 2004 г. по лето 2006 г. федеральный резерв в 17 приемов повысил базовую ставку с 1% до 5,25%. Ежемесячный счет по ипотеке для многих оказался неподъемным. По данным компании RealtyTrac Inc., в июле количество лишений права выкупа заложенного имущества по ипотечным кредитам увеличилось вдвое по сравнению с прошлым июлем — до 180 тыс. случаев, а по итогам года прогнозируется 2 млн.
Впрочем, инициатива президента является скорее политическим ходом. Это видно даже из формулировок. «Меры направлены на то, чтобы обладание жильем оставалось в центре американской мечты»,— заявил господин Буш. Он ничего не сказал по поводу своих намерений спасти финансовый рынок и экономику вообще — речь шла исключительно о заемщиках. Кроме того, заявление прозвучало как ответ на недавнее обращение Хиллари Клинтон, кандидата в президенты от демократов. Она сравнила нынешний ипотечный кризис с кризисом сберегательно-кредитных ассоциаций в 1970-80 гг. (тогда потери составили $150 млрд., бюджет возместил $125 млрд.) и призвала власти защитить заемщиков. А ряд конгрессменов-демократов уже внесли законопроекты, аналогичные президентским инициативам. Республиканцы, к которым относится Буш-младший, вынуждены были отреагировать.
Более предметно подошел к делу руководитель федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке, для которого нынешний кризис стал первым настоящим испытанием. Он заявил, что ФРС не намерена спасать заемщиков и инвесторов от последствий их решений, но готова предоставить ликвидность и привести в порядок рынки. 9-10 августа центробанк выдал банкам $64 млрд., а 17 августа снизил, впервые с 2001 г., учетную ставку — с 6,25% до 5,75% годовых. Инвесторам этого показалось мало и они потребовали снижения базовой ставки. После пятничного заявления господина Бернанке на рынке усилились ожидания, что в ходе заседания 18 сентября ставка будет снижена на 0,25%.
Видимо, именно на заявление Бена Бернанке, а не Джорджа Буша, отреагировали рынки. В пятницу фондовый индекс Dow Jones Industrial Average прибавил 119,01 пункта (рост на 0,9%), Dow Jones US Financial Service — 9,72 пункта (плюс 1,64%), NASDAQ Composite — 31,06 пункта (плюс 1,21%).