ПРОходной вариант

Share


Вчера в Вашингтоне начались российско-американские консультации по вопросам ПРО. По поручению президентов двух стран делегаты в течение двух дней должны обсудить предложения России об использовании Габалинской радиолокационной станции (РЛС) в Азербайджане и станции в Армавире и попытаться найти возможные компромиссы. По мнению экспертов, это малореально.



Позиция Москвы по-прежнему остается чрезвычайно жесткой. Российской делегации предстоит убедить американских коллег в эффективности предложений России, часть из которых уже была озвучена Владимиром Путиным во время личных встреч с Джорджем Бушем в Хайлигендамме и Кеннебанкпорте. Ключевым пунктом российско-американского сотрудничества должно стать совместное использование Габалинской радиолокационной станции и новой российской РЛС, строящейся под Армавиром.



Никто не спорит, что для защиты от иранской угрозы Габалинская РЛС намного эффективнее радара, размещенного в Чехии. Однако для участия в этих проектах США придется отказаться от намерений разместить элементы ПРО в Польше и Чехии. Как заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин накануне переговоров, российские инициативы носят пакетный характер и выдергивание их от¬дельных положений недопустимо. Он также подчеркнул, что, если сторонам удастся договориться, российско-американское стратегическое партнерство станет основой принципиально новой системы международной безопасности.



Вероятность того, что Вашингтон согласится сотрудничать на этих условиях, ничтожно мала. Всего двумя неделями ранее сенат США признал создание и развертывание системы ПРО в Польше и Чехии государственной политикой и выделил на «восточноевропейские нужды» увесистый кусок бюджетного пирога — 119 млн долл. Госсекретарь США Кондолиза Райс также подтвердила, что Вашингтон не намерен отказываться от размещения элементов ПРО в Восточной Европе.



«У меня вызывают большие сомнения любые заявления о том, что США могут отказаться от планов по размещению элементов ПРО в Европе», — сказал РБК daily старший советник ПИР-центра генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке Геннадий Евстафьев. Однако эксперт уверен, что эти консультации «весьма необходимое мероприятие». Г-н Евстафьев заметил, что это первая встреча после договоренностей президентов, поэтому ждать каких-то ощутимых результатов сразу после нее не стоит. За первым этапом должны последовать другие встречи, и уже они покажут, есть ли потенциал у этих консультаций. О том, что такие встречи состоятся, уже заявил вчера глава российского МИДа Сергей Лавров.



Чем завершатся сегодняшние переговоры, учитывая нежелание обеих сторон идти на уступки, предугадать несложно. США готовы ввязаться в долгий переговорный процесс, чтобы самим параллельно решать свои стратегические задачи, полагают наблюдатели. Если рассматривать начавшиеся консультации как способ заставить Вашингтон отказаться от идеи восточноевропейской ПРО, то сразу очевидно: переговоры обречены на провал. Однако Геннадий Евстафьев считает, что главная задача России — попытаться «захлестнуть» начатые США инициативы более крупной идеей, идеей общеевропейского сотрудничества в области ПРО. «Сейчас есть конкретные предложения. Мы со своей стороны сделали очень большой шаг в эту сторону. И если бы в рамках этой встречи удалось обсудить крупную международную систему сотрудничества в области безопасности, это было бы крупнейшее достижение в оборонной сфере», — резюмирует эксперт. Выступая вчера в ходе встречи с правительством в Кремле, Владимир Путин потребовал координировать работу по ПРО с американской стороной и Евросоюзом (в рамках совета Россия — НАТО). «Надо объединить эти два процесса, — заявил он. — Что по двум направлениям работать по одной и той же теме?»



Мария Рыбакова


31.07.2007, РБКdaily