Алексей Адикаев член совета директоров российской компании «Миракс Групп» рассказал о том, что до конца года они готовы потратить миллиард долларов на строительство жилья в Киеве.
– Вы вышли на украинский рынок в прошлом году. Какая компания консультировала вас при выходе?
– Не было никакой компании. Все вопросы я решал сам.
– Но ведь выход на чужой рынок требует консультантов?
– Нет. Зачем? Если я приезжаю в другой город или страну, вижу там достаточно много иномарок, вижу, что много строят, а значит, с точки зрения инвестпривлекательности он может быть интересен, то начинаю работать. У меня в этом вопросе профессиональный взгляд. Так мы начали работать не только в Киеве, но и в Париже.
– Как долго вы присматривались к Киеву?
– Я ездил сюда месяц. Посмотрел рынок, потом предложил совету директоров, и уже через пару месяцев мы пришли в Киев. Могу сказать только, что провел очень много переговоров.
– Вы рассчитываете на выход крупных конкурентов?
– Не было бы конкурентов, не было бы удовольствия заниматься этим делом. Если ты монополист, ты уже умер. По большому счету развиваться очень сложно, когда не за кем бежать. В Москве в нашем сегменте работает четыре компании. Но мы — лидеры.
– Отличается ли Украина от России в количестве согласовательных документов и проблем с местными властями?
– И в России, и в Украине пока, к сожалению, нормы и правила остались с советских времен. Но нам это понятно, мы к этому привыкли, поэтому нам было проще выходить на украинский рынок, чем тем же иностранным строителям. Тем более, по сравнению с Москвой, Киев отличается меньшим количеством согласований.
– Насколько отличается прибыльность объектов в Киеве и в Москве?
– Отличается, но ненамного. В Москве доходность немножко выше, поскольку цена входа на рынок Москвы выше. Исходя из наших расчетов доходность строительных проектов в Москве около 30-37% годовых. В Киеве — около 20%.
– Сколько сейчас участков рассматриваете?
– Три-четыре участка до конца 2007 года.
– Какой объем средств вы готовы вложить в Киев?
– Вместе с привлеченными, я думаю, миллиард долларов.
Будем строить до 80 этажей
– Как вы считаете, какая максимальная этажность допустима для Киева?
– Здания, аналогичные «Федерации» (офисно-рекреационный комплекс в Москве высотой 448 м. — «ДЕЛО»), могут возникнуть только тогда, когда будут разрабатываться комплексные застройки территорий. Как один из вариантов — это Верхняя и Нижняя Телички. Их месторасположение (между центром и аэропортом) и потенциал с точки зрения строительства я оцениваю очень высоко. Там можно было бы построить дома до 80 этажей.
– В Киеве будете строить только высотки?
– Мы можем возводить любую этажность, главное для нас — качество. Поэтому не исключено, что следующий проект может быть и двухэтажным.
– Вы говорили о том, что высотки строить дороже, почему тогда специализируетесь на их строительстве?
– Мы являемся профессионалами в высотном строительстве.
– Какой ваш прогноз по ценам? Будут ли они продолжать расти?
– Да, на качественное жилье — однозначно будут, причем как в Киеве, так и в Москве. Хочу отметить, что в Киеве сейчас качественного жилья нет, оно просто отсутствует.
– Ваши высотки проектируют какие-то особые архитекторы, сколько вы им платите?
– Обычно это определенные рыночные ставки. В Украине стоимость проектирования на уровне 25 долларов за квадратный метр, проектирование высотки несколько дороже, до 45 долларов. Любой западный архитектор ориентируется именно на эту сумму. У нас много опытных архитекторов, как западных, так и московских. Среди известных — гуру архитектуры Кионори Кикутаке.
Дополнительный бизнес
– В России у вас есть заводы по производству стройматериалов, есть ли планы по строительству таких заводов в Украине?
– Они обычно появляются, когда я выхожу на нужный объем. Так как планы по Украине у нас масштабные, то я, скорее всего, буду вводить заводские активы и здесь.
– Какие заводы могут появиться? Это производство цемента, кирпича?
– У нас есть свои бетонные заводы, свои кровельные заводы. То же самое будет и здесь, особенно если качество того, что нам предлагают, не будет соответствовать нашим требованиям. В таком случае нам просто придется сделать свое производство, но не в Киеве, а в области. Для этого нужно выйти на определенный объем строительства, как минимум 10 тысяч квадратных метров.
– Что вы сейчас строите в Париже, и будете ли развивать эти проекты дальше?
– На данный момент мы уже закончили работы по комплексу здания, которое находится недалеко от «Диснейленда».
– Себе оставили там квартиру?
– Да. И в Москве, и в построенном в Киеве доме я также оставлю себе квартиру. В Киеве я и раньше хотел купить, но не мог физически, не мой уровень.
– Строители на ваших объектах имеют особую квалификацию, или берете всех желающих?
– Конечно, набираем здесь. Мы трансформируем опыт, который мы накопили в Москве, в Киев. Ведь у нас много украинцев работало в России, поэтому очень многие украинцы уже высокопрофессиональные строители. Сейчас они все возвращаются назад, потому что зарплаты начинают выравниваться.
– Интересует ли вас строительство в других украинских городах?
– Пока нет. Высокая покупательская способность — исключительно в Киеве. Я объясню. У нас в Москве была региональная программа, но мы ее свернули, поскольку себестоимость продукта, который мы делали, предполагалась выше, чем его продажная стоимость. То есть мы не сможем продать свои объекты в регионах по цене выше себестоимости. Хотя вполне возможно, что в будущем это может быть Донецк.
– То есть вы все же планируете начать региональную программу?
– У меня есть программа, расписанная на определенный период времени, но о ней я вам рассказать не могу. Это программа на пять лет. За это время я хотел бы захватить 20% рынка.
20.06.2007, Дело