На этой неделе украинско-российское СП «УкрГаз-Энерго» и НАК «Нефтегаз Украины» будут оштрафованы за нанесение вреда украинским металлургическим предприятиям.
Об этом глава Антимонопольного комитета (АМК) Алексей Костусев заявил утром в пятницу, за несколько часов до начала заседания Совета национальной безопасности и обороны.
«УкрГаз-Энерго» и «Нефтегаз» заключили соглашение, в котором содержатся пункты антиконкуренции и дискредитируются другие участники рынка,— заявил господин Костусев. — На следующей неделе мы завершаем расследование по «УкрГаз-Энерго» и «Нефтегазу» и будут приняты решения: эти крупные предприятия будут наказаны — им будут даны рекомендации и наложены крупные штрафы, это сотни тысяч гривень».
Еще в мае «УкрГаз-Энерго» повысила цену газа для промпредприятий с 976,99 до 1000,99 грн. за тыс. куб. м, включив в конечную цену расходы по его хранению под землей. После этого ряд металлургических заводов, в том числе входящие в «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) и Мариупольский меткомбинат им. Ильича, отказались подписывать соглашения о поставках газа на май-июнь — ведь газ для них поступает по прямой трубе из России, безо всяких подземных хранилищ.
В спор вмешался и президент Виктор Ющенко, который потребовал от АМК и Генпрокуратуры изучить правомерность повышения цен для металлургов. Тем временем «УкрГаз-Энерго» снизила давление и ограничила поставки газа на метпредприятия, не подписавшие договоры. В итоге 13 июня предприятия ИСД все же их подписали, а глава ММК им. Ильича Владимир Бойко пожаловался на «УкрГаз-Энерго» в Кабмин и лично президенту.
Когда стало известно о готовящемся решении АМК впервые оштрафовать не только «УкрГаз-Энерго», но и крупнейшую госкомпанию «Нефтегаз Украины», на Совбезе договорились повременить и совместно с Кабмином доработать итоговый проект решения по проблемам энергобезопасности страны. Но министр топлива и энергетики Юрий Бойко сказал, что президента серьезно дезинформируют о реальной ситуации в энергетике. По мнению главы Минтопэнерго, конфликт искусственен — повышение цены на 24 грн. за 1 тыс. кубометров газа приведет к росту себестоимости металлопродукции всего на доли процента.
Сразу после заседания СНБО Виктор Ющенко заявил: «В Украине продолжается ползучий захват рынка газа и смежных рынков монополистом. При этом делается все это при поддержке правительства. Последние несколько дней по сути назревает новый конфликт в сфере газового рынка, когда системные потребители начинают не воспринимать настолько авантюрное поведение газового монополиста».
Еще 13 июня президент потребовал «дать базовый тематический ответ для всего рынка, который потом будет имплементирован в деловую практику». Попытку переложить затраты по хранению газа на промпредприятия (что является проблемой поставщика, а не покупателя) президент назвал «беспрецедентным случаем за последние 16 лет».
«Наконец-то правильно сделали, давно было пора заняться ими,— заявил «i» руководитель ММК им. Ильича Владимир Бойко.— Мне только непонятно, почему в споре остался я один, и куда девался ИСД». По мнению главы ММК, газовый монополист явно злоупотребляет положением: «Цена газа на границе $130 за 1 тыс. куб. м. Если добавить НДС и стоимость транспортировки, выходит максимум $160-165. Но мы уже платим $189, тогда как они захотели, чтобы мы давали им целых $195. Я задаю вопрос: куда эти ребята девают наши деньги? Стоит ли воевать с таким монополистом в интересах отрасли или всем молчать и бояться?».
«Если «УкрГаз-Энерго» получило монопольное право поставок газа на главные металлургические гиганты, то регулировать цены на рынке оно должно как минимум с согласия АМК, — заявил «i» вице-президент консорциума «Индустриальная группа» (ИСД) Александр Пилипенко. — Но штраф сейчас должен быть таким, чтобы предприятию больше было неповадно так поступать, как оно поступило: изъять $900 млн., которые оно получит в результате роста цены от всей отрасли за весь год. Иначе предприятию будет выгодно делать то же самое вновь. Тем самым будет восстановлена правота потребителей — цену газа можно менять раз в год, а не по ходу дела, как кому захочется».
Господин Пилипенко поясняет: «Ограничения поставок газа наносят такой колоссальный ущерб отрасли, что нам было проще подписать договор и затем пытаться восстановить справедливость через вмешательство АМК, который призван контролировать монополии. В то же время получить остановившийся завод и убытки в десятки миллионов для нас было бы совсем непростительно».
Юрий ЛУКАШИН, «Экономические известия», №99 (632) 18 ИЮНЬ