Корпоратизация продолжается

Share


Корпоратизация отечественных предприятий ядерного энергопромышленного комплекса, скорее всего, будет завершена в 2008 году, уверен генеральный директор Государственного концерна “Укратомпром” и президент ГП НАЭК “Энергоатом” Андрей Деркач. В том же году “Укратомпром” сможет приступить к акционированию своих предприятий-участников, после чего часть акций можно будет, пройдя процедуру IPO, выставить на биржу.



Корпоратизация позволит осуществить финансово-экономическое оздоровление участников ядерно-энергетического холдинга, повысить на предприятиях культуру производства, а также обеспечить капитализацию и рост инвестиционной привлекательности ядерной отрасли Украины.



Текущие новости: Кабмин внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который разрешает корпоратизацию четырех предприятий — участников “Укратомпрома”. Согласно законопроекту, в список предприятий, которые могут быть корпоратизированы (но не могут быть приватизированы), предлагается включить все основные субъекты, причастные к “урановому вопросу”. А это ГП “Восточный горно-обогатительный комбинат” в Желтых Водах, Украинский НИИ промышленной технологии, днепродзержинское ГП “Смолы”, а также предприятие, строящееся на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд.



После акционирования предприятий “Укратомпрома” их акции могут послужить механизмом привлечения инвестиций со стороны крупнейших мировых корпораций, в том числе европейских и российских. А вложить в освоение тех же урановых месторождений и наращивание добычи урана предполагается серьезные суммы.



Поэтому приход в украинскую ядерную отрасль иностранных, и в первую очередь российских, инвесторов станет также гарантией исполнения таких долгосрочных проектов, как строительство в Украине новых ядерных энергоблоков. И не только в Украине. Россия запланировала на развитие собственной атомной отрасли $50 млрд.



По словам главы парламентского подкомитета по вопросам ядерной политики и безопасности Владимира Бронникова, российская энергетическая стратегия предусматривает строительство десяти энергоблоков в России. “Стоимость каждого составляет два миллиарда долларов. Украинские предприятия в состоянии обеспечить поставки оборудования на 40% от общей стоимости. Вот и получается, что наши компании смогут получить заказы на 8 миллиардов долларов”, — говорит он.



Так что не стоит думать, что “мы все сдали” и теперь Москва будет руководить нашим атомпромом руками своих людей, навязывая нам свои проекты, оборудование и топливо. Во время подписания в Киеве протокола о сотрудничестве с россиянами президент “Энергоатома” Андрей Деркач подчеркнул, что база для отношений с российской стороной — полный паритет.



“Росатом” зарезервировал для нас возможность приобретения пакета акций в Международном центре по обогащению урана в Ангарске. Это во-первых. Во-вторых, украинские АЭС на сегодня обеспечены собственным ураном на 40%, и чтобы довести эту цифру до 100-процентной отметки, нужны инвестиции. Финплан Восточного ГОКа предусматривал в течение прошлых двух лет вложения в сумме полмиллиарда гривен, и самим потянуть такую сумму нереально. При этом нужно учитывать, что действующие месторождения уже выработаны на 50—60%, и потому комбинат работает в треть силы.



Далее, пеняя на сдачу позиций, следует помнить, что россияне давно и успешно делают топливные сборки, занимая 17% мирового рынка. Оборудование, кадры, налаженный ритм работы позволяют каждые пять лет выпускать на рынок улучшенное топливо. Запустить собственный завод “с нуля” — заведомо обречь себя на отставание. В совместном проекте российская сторона передает нам технологию производства хвостовиков и трубок ТВЭЛа. Их изготовление будет налажено на мощностях украинских предприятий, вошедших в состав “Укратомпрома”, например, на заводах “Атомэнергомаша”, являющегося обособленным подразделением “Энергоатома”. И такие предприятия, как “Турбоатом”, тоже не останутся без дела, производство тихоходных турбин для наших партнеров — слабое место.



Будет разрабатываться Новоконстантиновское месторождение, на котором не добыто пока ни одной тонны урана, несмотря на успешное освоение бюджетных средств крепкими атомщиками-“профессионалами” из числа бывших минтоповцев. А Восточный ГОК будет работать на стратегический резерв топлива страны и ждать эффективного инвестора из Канады, Великобритании, Франции или Южной Кореи.



Процессы, которые будут запущены в результате проведения корпоратизации, можно разделить условно на два этапа. Этап первый — налаживание плотного контакта “Укратомпрома” с аналогичным российским холдинговым объединением “Атомэнергопром”, обмен активами, выстраивание прозрачной и понятной схемы существования, улучшение, грубо говоря, своих позиций на мировом рынке, компенсация недостающего, разработка научного сопровождения.



А далее можно рассчитывать на успешное проведение процедуры IPO, размещение акций предприятий атомпрома на международном фондовом рынке. Это является стратегической задачей концерна. И конечно, это не является сговором и сдачей национальных интересов.



Дмитрий Курдов


16.06.2007, Киевский телеграф