Слишком дорогой дешевый газ

Share

Цена газа еще недостаточно высока, чтобы модернизация экономики и либерализация энергетических рынков стали приоритетной задачей государства и бизнеса.


На вторник 24 октября намечен визит в Киев главы российского правительства Михаила Фрадкова. Ожидается, что в результате межправительственных переговоров будет окончательно зафиксирована цена газа для Украины на начало 2007 года. Украинский премьер Виктор Янукович уже неоднократно заявлял о том, что она не превысит 130 долларов за тысячу кубометров (нынешняя цена — 95 долларов).


Похоже, что 130 долларов за тысячу кубометров — это минимальная цена, по которой Россия вообще может согласиться продавать газ нашей стране. В соседних государствах о такой цифре и не мечтают, не говоря уже о Европе. Подобные преференции стали возможны только после того, как правительство Януковича послало в Москву все мыслимые сигналы лояльности. Заявление премьера в Брюсселе о невозможности в ближайшей перспективе вступления Украины в НАТО, заверения министра топлива и энергетики в гарантированном транзите российского газа в Европу, допуск близких к компании RosUkrEnergo (RUE) предприятий к экспорту электроэнергии из нашей страны в Евросоюз, а также негласные обещания продать несколько украинских активов российским структурам — все это смягчило позицию россиян.


Однако и это ненадолго. «Едва ли цена сто тридцать долларов за тысячу кубометров сохранится на весь следующий год. Уже в середине 2007-го она может подняться до двухсот долларов, если мы не пойдем на серьезные экономические уступки либо по газотранспортному консорциуму и вопросам аренды газовых хранилищ, либо приватизации стратегических предприятий», — считает председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.






Если Украина не пойдет на радикальные экономические уступки, цена газа уже в 2007 году дорастет до 200 долларов за тысячу кубометров
Отношения РАО «Газпром» и Украины — это прежде всего бизнес; в перспективе наша страна станет одним из самых привлекательных рынков сбыта российского газа. Поэтому «Газпром» продолжит свою стратегию по изменению системы ценообразования на газ для всех постсоветских государств. Ее конечной целью является переход на общепринятую в ЕС привязку цены газа к стоимости нефти (с уникальным для каждой страны поправочным коэффициентом). В конце концов поставки газа в любую страну должны превратиться для россиян в устойчиво прибыльный бизнес. Прежде всего в этом заинтересована сама Украина.


Азиатский газ для бедных Согласно предварительным договоренностям, в 2007-м в Украину будет поставлено свыше 57 млрд кубометров среднеазиатского газа, из них 42 млрд — туркменского, 8,5 млрд — казахского и 7 млрд — узбекского. То есть газа российского происхождения в украинском балансе на следующий год нет. Единственным поставщиком, как и прежде, будет RUE.


Рост цены газа с 95 до 130 долларов — объективная необходимость. В сентябре этого года туркменский газ подорожал до 100 долларов. Однако для Украины цена на четвертый квартал осталась прежней — 95 долларов, что позволило правительству Януковича избежать острой критики со стороны избирателей. Очевидно, что, покупая газ в Туркменистане по 100 долларов за тысячу кубов и продавая его в Украине на пять долларов дешевле, RUE работает себе в убыток. По некоторым данным, в 2006-м убытки компании от продажи газа Украине могут достичь 400 млн долларов. Покрывать эти затраты RUE будет за счет продажи топлива промышленным потребителям через свою дочернюю структуру «Укргазэнерго» (УГЭ), а также реэкспортируя среднеазиатский газ через территорию Украины в Европу.


Если в этом году RosUkrEnergo зарабатывала на разнице между средневзвешенной ценой газа для Украины (по оценкам альянса «Новая энергия», она составляла 86 долларов) и ценой 95 долларов на российско-украинской границе, то в 2007-м стоимость топлива лишь покроет затраты компании на его закупку и транспортировку. Не последнюю роль здесь сыграла политика. «Сегодня у власти в Украине то правительство, которое россиянам в принципе нужно было бы поддержать. Но не за счет своего кармана. Поэтому Москва пошла на псевдоуступку Киеву: она попросту переложила проблемы обеспечения Украины на плечи среднеазиатских государств. Сейчас Россия оказалась в ситуации переносчика снарядов. От этого она, конечно, не проигрывает, но и выиграть ничего не сможет», — говорит Валерий Боровик.


«Газпром» ведет двойную игру: на себя и на Кремль. С одной стороны, он дает Киеву время для адаптации к высоким ценам, ожидая от него политической лояльности. С другой — играет в длинную игру на повышение цен, видя в Украине привлекательный рынок сбыта. Поскольку повышение цен неминуемо, украинское правительство должно быть заинтересовано в максимальной коммерциализации отношений с «Газпромом» и минимальной их политизации. Нынешний рост цен, вопреки заявлениям политиков, не сделал Украину более самостоятельной. Покупать газ по рыночным ценам отечественные потребители, по-видимому, будут еще не скоро. А значит, нынешний рост цены газа был недостаточным стимулом для модернизации экономики.



Не надо преувеличивать Опасность Несмотря на многочисленные заявления ромышленников о кризисе на предприятиях, потребление газа в стране не только не снизилось, но и увеличилось. Общая потребность в голубом топливе в нынешнем году составит 77–78 млрд кубометров (в прошлом — 76 млрд). Это говорит о том, что мировые цены на основные экспортные товары Украины позволяют игнорировать повышение стоимости газа. Так, по оценкам инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина», с учетом текущей конъюнктуры на мировых рынках тариф на газ, обеспечивающий безубыточность металлургического производства, составляет 210 долларов за тысячу кубометров. Если цена туркменского газа на российско-украинской границе будет составлять 130 долларов, тариф для промышленных потребителей на следующий год будет равен 160–170 долларам за тысячу кубов.






Украинское правительство должно быть заинтересовано в максимальной коммерциализации отношений с «Газпромом» и минимальной их политизации
У химиков ситуация сложнее — стоимость газа составляет до 80% производственных издержек. Но и у них, как и у металлургов, есть огромный резерв для экономии энергии. В Украине на выпуск тонны аммиака идет примерно на 30% больше топлива, чем у производителей из Европы и США. По оценкам ИК «Тройка Диалог Украина», внедрение энергосберегающих технологий в металлургии (включая использование коксового газа, применение установок пылеугольного вдувания, замену мартеновских печей конверторами) позволит на треть уменьшить расход природного газа. Но все эти меры требуют миллиардных вложений. Сейчас почти у всех крупных бизнес-групп разработаны масштабные инвестиционные программы. Но далеко не все спешат их реализовывать. Срабатывает порочная логика: зачем вкладывать огромные средства в реконструкцию, когда можно выйти на нужных людей в правительстве и договориться об отсрочке повышения стоимости газа.


Пока мало кто задумывается, что рано или поздно аргументы, с помощью которых можно будет сдерживать цену на топливо, себя исчерпают. «Газпром» — это глобальный бизнес, нуждающийся в огромных инвестициях. Наращивая экспортный потенциал (строительство Северо-Европейского газопровода, увеличение пропускной способности существующих газопроводов), компании необходимо увеличивать и газодобычу. На освоение месторождений Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока нужны десятки миллиардов долларов, которые надо где-то брать.


Российскому монополисту уже мало денег европейских потребителей. Он стремится выйти на новые рынки и зарабатывать на всех этапах: от добычи и транспортировки газа до его продажи конечным потребителям. Поэтому везде, где только возможно, «Газпром» пытается выйти на конечных потребителей. Сегодня компания усадила на украинский рынок свою дочернюю структуру «Укргаз-энерго». Маржа, с которой сейчас работает УГЭ, а это 8–9%, вряд ли может удовлетворить российского монополиста, тогда как рентабельность работы европейских трейдеров — 80–90%. В будущем доходы УГЭ и RosUkrEnergo, а вместе с ними и доходы «Газпрома» будут только увеличиваться.


Трейдеры собьют цены Чтобы решить проблему дорогого топлива для экономики, необходимо максимально сократить его потребление. И делать это нужно не за счет остановки предприятий, а за счет уменьшения использования топлива в расчете на единицу ВВП. То есть тонна выплавленного металла должна обходиться дешевле, а количество этих тонн — увеличиваться. Кроме того, необходима либерализация газового рынка.



Нынешняя его структура — далека от идеала. Значительную его часть контролирует компания «Укргаз-энерго», непосредственно связанная с поставщиком газа, меньшая доля находится в ведении компании «Газ України», которая поставляет топливо собственной добычи (и частично импортное) самым неплатежеспособным категориям потребителей, и совсем уж мизерная часть — около пяти процентов — у газовых трейдеров, не занимающихся добычей газа и зарабатывающих в основном на посреднических операциях. При условии достаточно высоких цен для конечных потребителей этот рынок станет интересен иностранным компаниям, которые попытаются на него войти, к примеру, скупая облгазы.


Из-за специфики украинского газового рынка его либерализация не может проходить по европейскому или американскому сценарию. Если европейские газовые трейдеры сами могут выбирать поставщиков энергетических ресурсов (Норвегия, Алжир, Россия, сжиженный природный газ из Персидского залива), то украинцы вынуждены смириться с тем, что им придется иметь дело только с одним поставщиком газа. Конкуренция возможна только на уровне предоставления операторских функций по доставке газа по распределительным газопроводам, что как минимум предусматривает участие в их модернизации.


Уже сегодня заложены контуры будущих ведущих трейдеров. Скорее всего, ими выступят крупные промышленные потребители газа. К примеру, такие компании, как «Индустриальный союз Донбасса» и «Метинвест», уже получили лицензии на торговлю газом на территории Украины. Пока они будут закупать газ у «Укргаз-энерго», но не исключено, что уже через несколько лет эти компании захотят иметь дело напрямую с «Газпромом», мотивируя такое сотрудничество достаточно большими объемами закупки топлива.


Однако по-настоящему газовый рынок будет либерализован только тогда, когда цены для всех категорий потребителей выровняются и перекрестное субсидирование прекратится. Тогда появятся реальные стимулы к наращиванию собственной добычи газа. Интерес к таким проектам уже проявляют такие транснациональные корпорации, как Royal Dutch Shell и Vanco International. Но и они, и правительство, от которого зависит, смогут ли эти корпорации выйти на украинский рынок, пока заняли выжидательную позицию.


Глеб Простаков


 


Эксперт-Украина, №41 (90) 23 Октября 2006