Народный депутат Украины Алексей БЕЛЫЙ чуть опоздал на пресс-конференцию, объяснив это тем, что встречался с генеральным директором “Азовстали”. Зато потом вполне компенсировал опоздание откровенным и открытым общением с журналистами, ответами на самые острые вопросы “Приазовского рабочего”.
-Алексей Петрович, “Азовсталь” является флагманом Партии регионов, и по тому, что происходит на предприятии, люди судят в целом о партии, ее экономической политике. Сейчас весь город наводнен слухами о том, что Ринат Ахметов и вы приезжали на комбинат, разговаривали с новым директором завода и что на завод возвращается Илья Дмитриевич Буга. Так ли это или желаемое выдается за действительное?
-Во-первых, никто не приезжал, по крайней мере, я с Ринатом Леонидовичем. Во-вторых, я могу сказать только одно: стратегия развития предприятия, стратегия социальных преобразований – всех преобразований на “Азовстали” – всегда была во главе угла у всех исполнителей, которые здесь были, в том числе и у меня, и у управляющей компании. Самое главное: стратегическая линия исходила от собственника. Ни в чем она не меняется и сегодня.
Если меняются какие-то тактические моменты, – это вопрос руководства, которое здесь есть. Но у нас нет разногласий по ведению социальных и других программ. Все, что намечалось “Азовсталью”, – все будет реально воплощаться в жизнь. Ничего меняться не будет. Концептуально по управлению: каждый новый человек, придя к управлению, видит какие-то изъяны, недоработки. Есть новый взгляд, свое видение, свои подходы. Но они все направлены на то, чтобы выполнять большую стратегическую задачу.
По крайней мере, сегодня у нас этот разговор состоялся. Ни в коей мере никто сегодня завод не отрывает от города. Ни в коей мере никто не собирается сделать так, чтобы азовстальцы жили хуже. Наоборот: будет сделано так, чтобы все улучшалось. После разговора с Дмитрием Арнольдовичем (гендиректором Лившицем. – Авт.) я пришел к вам. Эти темы мы обсуждали. Слухи слухами, а жизнь жизнью. Да, может быть, создается другая команда. Мы видели те или иные вопросы одним образом, а они видят немножко по-другому. Но все будет направлено на то, чтобы развитие завода, стратегиче-ская линия, которая была предусмотрена ранее, воплощались в жизнь.
-Наша газета писала о намерениях руководства повысить зарплату азовстальцам ко Дню металлурга. Читатели интересуются: почему это не было сделано? Когда повысят?
-Этот вопрос, в конечном итоге, к директору завода. В данной ситуации он несет ответственность за это. Почему это не сделано, я не знаю. То, что мы это говорили, – факт, у нас это было в планах. Возможно, это не сделано в связи с введением новых мощностей. Или с той аварией, которая была на доменной печи № 3. Это тоже надо понимать: определенные потери понесли и не выполняем те объемы, которые должны были выполнять по плану. Сейчас комбинат на переходном периоде – наверное, тут “собака зарыта”.
-По какой причине уволились ряд начальников цехов, в том числе активных членов Партии регионов: в частности, уволился начальник рельсобалочного цеха Игорь Клименко и другие?
-Клименко давным-давно перерос себя как начальник цеха. В данной ситуации ему предложили должность директора предприятия – пускай небольшого. Но это совсем другой уровень управления. Человек принял предложение. Это его карьерный рост. Это его возможность показать, что он на большее способен. Наверное, были и материальные какие-то стимулы, которые ему были предложены. Я не думаю, что если были бы предложены худшие варианты, то он бы ушел. По крайней мере, я знаю, что его никто не увольнял. Он сегодня управляет предприятием, работает с фирмой ИСД в Венгрии. Наоборот, я даже горжусь, что сегодня люди из “Азовстали”, из начальников цехов идут и управляют предприятием. И это лидеры Партии регионов. Значит, мы правильно выбирали, делая ставку на этих людей.
Другие люди, которые рассчитываются, я думаю, точно так же кому-то что-то предлагают. Воробьев рассчитался еще при мне. Ему предложили работу, наверное, гораздо более выгодную, чем предлагали мы. Он работает главным инженером на одном из венгерских заводов… В данной ситуации я так понимаю, что больше увольняются самостоятельно.
-Как вы считаете, реально ли создание широкой коалиции в Верховной Раде и вступление в нее “Нашей Украины”? Понятно, что без этого у ныне существующей антикризисной коалиции не будет возможности во всех случаях принимать те решения, на которых она настаивает?
-Создание широкой коалиции всегда возможно и в любом варианте. Я не понимаю, почему тем же БЮТовцам не войти в широкую коалицию? Партия регионов сразу же заявляла о том, что мы за любую коалицию, но открытую. Любая закрытая коалиция, как была, например, со стороны БЮТ, “Нашей Украины” и Социалистической партии, не может состояться. Почему? Потому что необходимо открыто ответить на вопрос: мы хотим объединять или еще больше разрывать это государство? Все в предвыборной кампании говорили: “Давайте объединим Украину”. Давайте! Та же Юлия Владимировна кричала, что она хочет объединить Украину. Но со своими подходами она ее не объединяет, а разъединяет, не воспринимая фактически ту часть населения, которая проголосовала за другие партии. Что же это за категоричность такая? У политиков вообще не должно быть категоричности.
Поэтому я считаю: широкая коалиция вполне возможна. Все зависит от того, насколько мы реально хотим объединить государство и сделать его развитым и процветающим. Это должно двигать любыми политиками. Поэтому мы пошли на некоторые уступки. Что-то смягчили в своих требованиях. Но в конечном счете была одна цель: сохранение и объединение государства, укрепление позиций. Любая война – политическая, партийная – только бы усугубляла имеющиеся проблемы. Естественно, от этого бы страдали, в конце концов, простые люди. У созданной антикризисной коалиции двери открыты, и туда может входить любая партия или любые люди из любой партии, если они реально хотят улучшить жизнь в государстве.
-Как вы оцениваете перспективы работы правительства?
-Фактически правительство создали мы, потому что голосовали и за Премьера, и за людей, которые сегодня работают в правительстве. Я знаю позицию Премьер-министра. Она простая: не важно, кто из какой партии пришел, – он должен работать на народ. Если он начнет действовать неправильными методами, заниматься лоббированием интересов каких-то партий или предприятий, то такие вещи неприемлемы. Позиция одна у Премьера: чтобы это правительство работало эффективно, несмотря на партийную принадлежность того или иного министра. То есть это команда, работа которой должна быть направлена на улучшение жизнедеятельности страны и жизни людей.
Идей много, а воплощать идеи в жизнь всегда гораздо сложнее, чем выдвигать лозунги. Виктор Федорович говорит о том, что члены правительства взяли на себя большую ответственность. Поэтому каждый в правительстве должен не просто работать, а пахать на всех людей, которые живут в этой стране.
-В связи с избранием Виктора Януковича Премьер-министром кто возглавит Партию регионов?
-Этот вопрос будет решаться на съезде партии 3 сентября. В Партии регионов есть люди, которые стояли у истоков ее создания, всегда были на передовых рубежах, реально могут повести за собой партию, а это большая ответственность. Это должна быть личность.
-Как вам работается в комитете по промышленной политике и предпринимательству? Не возникает противоречий с председателем комитета Сергеем Матвиенковым?
-А почему у нас должны быть какие-то противоречия? Мы же сегодня еще и в одной коалиции. Я возглавляю подкомитет по промышленности. Людей вполне достаточно – серьезных, влиятельных: Гуреев, Бойко, Вилкул и ряд других директоров предприятий, знающих о промышленности не пона-слышке, а по реальным делам.
Вы вспомните, когда во время выборов в Мариуполь приезжал Виктор Федорович, он говорил, что все равно мы будем вместе. Потому что, зная и Владимира Семеновича Бойко, и Матвиенкова, и позицию Социалистической партии, невозможно представить, чтобы мы совсем были друг от друга оторваны. Так и произошло. У нас нормальные деловые отношения. Мы друг друга всегда поддерживали и находили общий язык. Я думаю, и в дальнейшем у нас будет точно так же.
-Почему на местном уровне коалиции не получается?
-“Дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток”. Поверьте, я приложу массу усилий и сделаю все, чтобы мы показали и здесь, что действительно в одной коалиции. Если мы там объединились ради того, чтобы люди жили лучше, то кто нам здесь мешает?
Вопрос другой: были предвыборные обещания, выступления; может быть, кто-то некорректно высказался. Но если здравый смысл есть, если мы действительно все хотим, чтобы люди в Мариуполе жили лучше, то мы должны объединиться.
Есть у нас проблемы? Они есть в любом городе мира. Вопрос в том, как их решать. Если вместе, то у нас гораздо больше шансов сделать это быстрее, лучше и качественнее, чем в одиночку. Нам нечего здесь делить. Я не думаю, что сегодня Владимир Семенович, или Матвиенков, или Белый, или Савчук хотят, чтобы в городе было хуже. Нет. Если надо будет отстаивать позиции и бюджет города в Верховной Раде, в областном совете, я думаю, что мы будем максимально все едины.
-Вопрос об уменьшении изъятий из городского бюджета в государственный уже рассматривался?
-В готовящемся бюджете на следующий год мы должны стать намертво и отстаивать позиции города – все вместе. Я думаю, что это реально.
-НАК “Нафтогаз Украины” при себе-стоимости украинского газа 130 гривен предлагает населению покупать его за 400 гривен. Обоснована ли такая рентабельность?
-НАК “Нафтогаз Украины” сегодня убыточное предприятие: порядка миллиарда гривен долгов. А предприятие “РосУкрЭнерго”, которое поставляет сегодня газ в Украину, выплатило за 2005 год дивиденды – 760 миллионов долларов. Я так понимаю, что 50% дивидендов пошли в государственную структуру “Газпром”. А где же 380 миллионов долларов, которые должны были бы прийти в какую-то государственную структуру Украины? НАК должна была быть со стороны Украины в учредителях “РосУкрЭнерго”. Но кто-то другой получает эти дивиденды. На этот вопрос надо дать ответ.
Можно было бы понять другой подход государства в зарабатывании денег на газе. Вы эти деньги должны потратить не на непонятные какие-то вещи, а вложить их в коммунальное хозяйство, изменить систему отопления. Где эти инструменты? Их нет. Где прибыль, которая должна быть проконтролирована? Направлена на строительство новых котельных, которые имеют кпд 96%, а не 40-60%, как сегодня в городе, и мы платим за газ, который сожгли и выбросили в атмосферу, он не пришел к нам как тепло. Если бы такая была построена правительством программа, ее можно было бы понять.
-В интервью газете “КоммерсантЪ” Ринат Ахметов называл ваше имя как кандидата от Партии регионов на должность министра промышленной политики. Но в результате министром назначен представитель КПУ. Ваше назначение – это во-прос времени?
-Кандидатами там реально были все – 450 депутатов плюс масса людей, которые не прошли в депутаты, но являются хорошими специалистами, они могли бы эту работу выполнять без проблем. Я так понимаю, что в данной ситуации приняли решение по более достойной кандидатуре. Будет завтра вопрос по-другому поставлен – будем рассматривать. Я никакой работы не боюсь – это прежде всего. Второй момент: еще с советских времен я привык говорить так: если партия потребует, я готов выполнять. Но если работу будет качественно выполнять другой человек, я готов его поддерживать как депутат, работающий в комитете по промышленной политике.
-Какие вопросы намерены поднимать в Верховной Раде осенью? Что считаете основным для реального улучшения жизненного уровня населения?
-Прежде всего, я не хочу отходить от тех обещаний, которые мы давали, идя в парламент. Мы будем поднимать вопросы по страховой медицине, дальнейшему прохождению Конституционной реформы, в результате которой максимально будут переданы полномочия органам местного самоуправления. В дальнейшем мы должны на основании этих основных направлений выработать целую стратегию: какая нужна налоговая, управленческая политика в государстве? Для нас это важно: страховая медицина и местное самоуправление – это факторы, которые ответят нам на многие вопросы. При организации страховой медицины все предприятия, которые работают в городе, будут стремиться вкладывать деньги здесь, а не за его пределами. А местное самоуправление должно быть организовано так, чтобы была заинтересованность в получении доходов: чем больше создается благ в городе, тем больше остается в нем. Это основные направления, над которыми нужно работать.
Людмила Кудрина
Приазовский рабочий, №126 от 26 Августа 2006 года