Спор московских аэропортов за строительство третьих взлетно-посадочных полос (ВПП) во многом надуман, и проблема может иметь гораздо более простое решение. Вчера президент «Боинг-Россия/СНГ» Сергей Кравченко предложил изменить схему управления воздушным движением, благодаря чему аэропорт Шереметьево без строительства дополнительных ВПП смог бы вдвое увеличить свою пропускную способность.
Как отметил вчера на Европейском транспортно-логистическом форуме Сергей Кравченко, инфраструктура и организация воздушного движения в Московском аэроузле сохраняется практически неизменной с середины 70-х годов прошлого века. «Все делается в расчете на худший вариант, при котором за Ан-2 обязательно должен сесть А380. Из-за этого вводятся ограничения на количество взлетов-посадок», — отметил представитель Boeing (дочерняя структура концерна ранее консультировала аэропорты Йоханнесбурга и Пекина).
Г-н Кравченко привел пример аэропорта Шереметьево, который имеет две параллельных ВПП с невозможностью одновременного их использования. Ровно такую же конфигурацию, по его словам, имел аэропорт американского Сиэтла до 2004 года. При этом в Шереметьево сейчас максимально выполняется 35 взлетов-посадок в час, а в Сиэтле этот показатель равнялся 80. По его словам, причина этого в отсталости используемых технологий организации воздушного движения (ОрВД). После строительства в 2008 году в Сиэтле третьей ВПП количество операций возросло до 102. Строительство третьей ВПП в Шереметьево позволит увеличить пропускную способность аэродрома до 70 операций в час, то есть меньше, чем было в Сиэтле при двух ВПП, отмечают в Boeing.
При этом проблемой увеличения пропускной способности аэропортов ранее занималась созданная в ГосНИИ «Аэронавигация» рабочая группа по совершенствованию ОрВД. По оценке этой группы, пропускная способность московских аэропортов не может быть повышена более чем на 20—30%. Как отмечают специалисты Boeing, до принятия решения о дорогостоящем строительстве дополнительных ВПП целесообразно максимально реализовать имеющиеся резервы использования воздушного пространства. Пропускная способность Внуково может быть увеличена с 32 до 45 операций в час, Шереметьево — с 35 до 58 операций в час.
Спор за получение государственных денег на строительство новой взлетно-посадочной полосы не один год велся между Домодедово (проект был оценен в 80,5 млрд руб.) и Шереметьево (проект оценивался в 25—28 млрд руб.). В конце марта их рассудил премьер-министр Владимир Путин, который сделал выбор в пользу Шереметьево. В самом Шереметьево не стали комментировать вопросы, касающиеся изменения схемы воздушного движения.
«В 1979 году была организована Московская воздушная зона. Сейчас дано поручение изменить систему навигации в ней», — отмечает замминистра транспорта Валерий Окулов. «Наличие в Московском аэроузле трех крупных аэропортов в непосредственной близости друг от друга не позволяет рассматривать независимо характеристики пропускной способности отдельных аэропортов из-за взаимного влияния на организацию полетов», — говорит представитель Росавиации. Он отмечает, что последовательно проводится «широкий круг межведомственных мероприятий организационного и технического характера, направленных на внедрение современных принципов организации полетов, оптимизацию системы управления и ее техническое перевооружение».