Владельцы угольной компании «Распадская» еще долго будут вспоминать нынешний год. Спустя всего пять месяцев после взрыва на крупнейшей шахте компании закрыта на 20 дней еще одна — МУК-96. На нее сейчас приходится 40% добычи компании
Трагедия на шахте «Распадская» произошла в ночь с 8 на 9 мая. Два взрыва почти полностью уничтожили инфраструктуру шахты, погибли 90 человек. До конца года компания намерена возобновить добычу угля на одной из лав шахты. Теперь же ей придется решать проблемы и на другой шахте — МУК-96. Ее работу суд приостановил на 20 суток. Причина — нарушение требований промышленной безопасности, сообщило управление службы судебных приставов по Кемеровской области, не раскрыв детали. «Распадская» на запрос «Ведомостей» не ответила. Компания работает над устранением нарушений и вскоре рассчитывает получить разрешение на эксплуатацию актива, сказал представитель «Распадской» «Интерфаксу».
Шахта МУК-96 — один из основных активов «Распадской»: на нее приходится около 40% нынешней добычи компании. В 2007 г. МУК-96 добыла 1,9 млн т угля марки ГЖ, сказано на сайте компании (более свежих данных нет). После майской аварии на основной шахте «Распадская» резко снизила добычу: к примеру, в III квартале добыла 1,1 млн т угля, на 63% меньше, чем за тот же период 2009 г.
На показателях «Распадской» остановка МУК-96 скажется незначительно, считает аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов: за 20 дней простоя потери компании составят примерно $10 млн, или 1,3% прогнозного показателя годовой выручки. Но постоянные проблемы компании с безопасностью могут насторожить инвесторов, предупреждает аналитик ИК «Газфинтраст» Евгений Буланов. Пока этого не произошло: в РТС «Распадская» вчера подорожала на 0,34% до $4,5 млрд.
До аварии основными клиентами «Распадской» были НЛМК, ММК и Evraz, раскрывала компания в одном из меморандумов. Но они не опасаются перебоев в поставках угля. НЛМК не ждет, что временная остановка работы шахты МУК-96 создаст компании проблемы, так как закупки с «Распадской» не составляют значительную долю в структуре закупок меткомпании, сообщил ее представитель. «Мы берем со всей “Распадской” менее 10% угля, поэтому для нас остановка шахты не критична», — вторит ему представитель ММК. Близкий к компании источник напомнил, что большую часть потребностей компании закрывает «Белон». Не возникнет проблем и у предприятий Evraz Group: они тоже обеспечивают себя сами, поставки с «Распадской» занимают очень незначительную долю, уверяет близкий к компании источник (представитель это не комментирует).
На рынке остановка МУК-96 не скажется, считает Красноженов: дефицита угля в стране нет, а падение добычи «Распадской» компенсировали конкуренты.
Алиса Фиалко
Ведомости, 02.11.2010, 207 (2725)