В обход России

Share

Газопровод «Восток — Запад», который строится сейчас в Туркмении, связан с Nabucco, неожиданно заявил вчера президент Гурбангулы Бердымухаммедов. Это напоминание Москве: российский «Южный поток» может не понадобиться


У Бердымухаммедова была располагающая обстановка для такого заявления: он был в Стамбуле на саммите глав тюркоязычных стран. А Турция — один из участников проекта Nabucco, который должен снизить зависимость Европы от российского газа. И президент Туркмении решил напомнить коллегам, что недавно его страна начала строить газопровод с востока на запад государства — до побережья Каспийского моря. «[И] есть еще проект Nabucco, который связан с этим проектом», — добавил Бердымухаммедов, которого цитирует азербайджанское издание Trend. Комментарии в пресс-службе президента Туркмении вчера получить не удалось. Представитель российского посольства Туркмении на вопросы «Ведомостей» не ответил.


В октябре в Ашхабад собирается президент Дмитрий Медведев, говорит кремлевский чиновник: визит планировался заранее, но теперь и эта тема, конечно, будет обсуждаться. Представитель администрации президента от комментариев отказался.


Строительство «Восток — Запад» началось в июне. Его мощность — 30 млрд куб. м в год, стоимость — $2 млрд, и по указу Бердымухаммедова труба должна заработать в 2015 г. Как раз тогда планируется к запуску Nabucco, а также альтернативный газопровод «Газпрома» — «Южный поток».


Так что до сих пор главная интрига состояла в том, куда именно Туркмения — основной экспортер газа из стран СНГ (после России) — направит топливо по своей трубе. Один вариант — через Каспийское море в Азербайджан, Грузию и дальше как раз в Nabucco. Второй — на север, к Казахстану и газотранспортной системе «Средняя Азия — Центр» (которая ведет в Россию). Для этого маршрута нужна перемычка — Прикаспийский газопровод (вдоль побережья). И еще в 2007 г. Россия, Казахстан и Туркмения договорились построить ее.


Весной 2009 г. президент России Дмитрий Медведев собирался подписать с Бердымухаммедовым соглашение, по которому Россия участвовала бы в строительстве «Восток — Запад». Однако соглашение сорвалось: между Москвой и Ашхабадом вышел серьезный спор из-за сокращения закупок со стороны «Газпрома». До прошлого года тот покупал свыше 40 млрд куб. м туркменского газа в год, это было основной статьей доходов туркменского бюджета. Но когда зимой 2009 г. экспорт самого «Газпрома» рухнул почти вдвое, он резко снизил покупку чужого топлива. В Туркмении взорвался газопровод, страна обвинила в этом «Газпром» (указывая на резкие перепады давления). Аварию ликвидировали быстро. Но закупки Россия так и не восстановила: камнем преткновения стала слишком высокая цена. О новом договоре Медведев и Бердымухаммедов объявили лишь в декабре: Россия пообещала возобновить закупки туркменского газа в объеме до 30 млрд куб. м в год. И в тот же день зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Россия и Туркменистан будут совместно реализовывать проекты по строительству Прикаспийского газопровода и газопровода «Восток — Запад».


Однако история на этом не закончилась: до 30 млрд куб. м дело так и не дошло — в этом году «Газпром» запланировал купить лишь 10,5 млрд куб. м туркменского топлива. Туркменистан начал поставки в Китай. Но поскольку труба в эту страну строилась в основном на китайские кредиты, скорее всего, серьезных «живых» денег Туркменистан пока не получает, отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. В итоге казна Туркменистана так и не пополнилась. По данным «Времени новостей», нацбанк страны вынужден тратить большие объемы валюты на поддержание курса маната, начинают сокращаться выплаты пенсий, приостановлены стройки, готовится введение импортных пошлин, в том числе на ввоз новых автомобилей.


Все это, конечно, не делает отношения Москвы и Ашхабада теплее, признает чиновник Белого дома. Но он уверен, что Бердымухаммедов еще не раз поменяет мнение, кто ему важнее — Россия или ЕС. Согласен с этим и Куртов: «Заявление Бердымухаммедова можно расценивать скорее как шантаж».


Чтобы Nabucco получил газ из Туркмении, нужен газопровод по дну Каспийского моря. А пять прикаспийских стран до сих пор не могут поделить Каспий, напоминает Куртов.


Так что Россия, скорее всего, займет выжидательную позицию, считают сотрудник Белого дома и Куртов. «Газпром» может пообещать Туркмении увеличить закупки газа до прежних объемов, когда стабилизируется европейский рынок, рассуждает Куртов (по прогнозам предправления «Газпрома» Алексея Миллера, это случится самое позднее в 2012 г.). Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.


«Политические танцы» явно будут продолжаться еще несколько лет, уверен Куртов. В крайнем случае Туркмения построит «Восток — Запад» «в пустоту», не исключает он. Ведь подобные примеры уже есть: Украина много лет не могла запустить нефтепровод Одесса — Броды, потому что так и не нашла источников нефти для него, и в итоге он заработал в реверсном режиме.


Елена Мазнева, Наталья Костенко


Ведомости, 17.09.2010, 175 (2873)