Больше месяца назад премьер Владимир Путин рекомендовал металлургам, их поставщикам и клиентам заключить долгосрочные контракты. Ни одного крупного договора так и нет. Разбираться теперь будет вице-премьер Игорь Сечин
В среду или четверг Сечин встретится с металлургами, чтобы обсудить перспективы долгосрочных контрактов, рассказал «Ведомостям» представитель его аппарата. Встреча проводится в преддверии отраслевого совещания, которое Путин проведет в пятницу в Челябинске.
На прошлой неделе Сечин уже встречался с металлургами — на выставке «Иннопром-2010». И там он напомнил, что история с долгосрочными контрактами длится два года и пора ее завершать, делятся два участника совещания.
Так поручил Путин
Металлурги и их потребители не раз спорили из-за цен. Очередной скандал разразился этой весной: «Уралвагонзавод», РЖД и «АвтоВАЗ» начали жаловаться на рост цен у сталеваров (см. график), те пеняли на дорожающий уголь. Но при участии Путина решение быстро нашлось. «Взаимопонимание, как я понимаю, достигнуто, а возникающие разногласия урегулированы, — заявил премьер после очередного совещания. — Прошу в ближайшее время закрепить эти договоренности <…> на бумаге, в долгосрочных контрактах». Минпромторг и ФАС должны были помочь компаниям разработать формулу цены.
Но металлурги, как выяснилось, не спешат. О новых долгосрочных контрактах объявила только «Северсталь» — с ПО «Севмаш» (годовая программа поставок), а также производителями бытовой техники и упаковочных материалов ООО «Грайф», ООО «Волгострап», ООО «Аристон термо Русь» и др. (квартальные и полугодовые контракты). Не появилось новых долгосрочных контрактов и на поставки угля, говорят сотрудники трех металлургических компаний и чиновник ведомства, участвовавшего в разработке формулы. «Распадская», например, перешла со своими клиентами на месячные контракты — по просьбе потребителей, как указывалось в ее недавнем пресс-релизе.
Как оправдаются
На совещании у Сечина речь пойдет именно о том, что мешает металлургам, их поставщикам и клиентам переходить на долгосрочные контракты, участники будут искать решение, говорят сотрудники трех меткомпаний и два чиновника, которые участвуют в подготовке.
Главная проблема — и она очевидна — как определять цену, отмечает аналитик UBS Кирилл Чуйко. Например, у того же «АвтоВАЗа» уже есть длинные контракты с «Северсталью» и ММК, объемы понятны на год вперед, а вот цена меняется в привязке к индексу Steel Business Briefing. И как только индекс пошел вверх, «АвтоВАЗ» начал жаловаться, напоминает эксперт.
Компании никак не могут найти формулу цены, которая устроит и продавца, и покупателя, подтверждает чиновник ФАС. Например, формулу контрактов на уголь сложно согласовать, поскольку непонятно, к какому индикатору ее привязывать: у каждого вида углей своя специфика, подобрать аналог сложно, добавляет сотрудник одной из меткомпаний.
А есть клиенты, которым и не нужны долгосрочные контракты. Например, ТМК довольна нынешними договорами — квартальными и полугодовыми, говорит близкий к ней источник. Не смогут работать при длинных контрактах и небольшие строительные компании, отмечает сотрудник группы «Трансстрой»: если даже и получится спрогнозировать объем металлопродукции, сортамент заранее согласовать будет сложно — заказчики часто корректируют сметы во время строительства.
Рычагов, чтобы перевести всех на долгосрочные контракты, просто нет, замечает чиновник ведомства, участвующего в разработке формулы. Хотя долгосрочные отношения — почти единственный способ прекратить постоянные жалобы в правительство от участников всей цепочки, признает он. Именно в этом предстоит разобраться Сечину и Путину.
Представители ММК, НЛМК, ТМК и Evraz Group от комментариев отказались. Их коллеги из «Северстали» и «Мечела» на вопросы не ответили.
Александра Терентьева
Ведомости, 20.07.2010, 132 (2650)