Газ пошел

Share

Очередная газовая война Москвы и Минска закончилась за четыре дня: «Газпром» восстановил поставки в Белоруссию, та — транзит в ЕС


Россия и Белоруссия воевали с понедельника, пик конфликта пришелся на среду: «Газпром» снизил поставки соседям на 60%, те начали выбирать газ из транзитной трубы, Литва заявила о перебоях в поставках, Еврокомиссия — о том, что это вызов всему ЕС. Но уже вчера война прекратилась. «Газпром» подтвердил, что получил от Белоруссии долг за январь — апрель (см. врез) и восстановил поставки. К вечеру восстановился и транзит. Конфликт можно считать исчерпанным, подытожил в эфире телеканала «Россия 24» представитель «Газпрома» Сергей Куприянов: «Определенные вопросы еще остались, [но] каких-либо причин, для того чтобы были проблемы с транзитом или поставками газа для Белоруссии, на данный момент нет».


«Определенные вопросы»


С прошлой осени «Белтрансгаз» не принимал платежи «Газпрома» за транзит из-за спора по ставкам. Вчера белорусская компания неожиданно взяла деньги — $228 млн. По данным «Газпрома», это оплата транзита с ноября 2009 г. по базовой ставке из контракта ($1,45 за прокачку 1000 куб. м на 100 км). У Минска другая позиция: ставка должна быть $1,88, «Газпром» должен $260 млн, а выплата $228 млн — это лишь признание российской стороной необоснованных действий по ограничению поставок и несоблюдения условий контракта, заявил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко (цитаты по «Интерфаксу»).


Куприянов уверяет, что $228 млн пойдут в оплату транзита, оставшиеся $32 млн «Газпром» перечислит, когда будет утверждена новая ставка ($1,88). По его словам, «Газпром» уже отправил в Минск проект соглашения о росте тарифа с соответствующим повышением наценки «Белтрансгаза» (от которой зависит ставка транзита); белорусская сторона предупредила, что нужно время на согласование. Получить комментарии в Минске на этот счет не удалось: телефоны представителей «Белтрансгаза» и минэнерго Белоруссии не отвечали. Местным СМИ гендиректор «Белтрансгаза» Владимир Майоров заявил, что уже сейчас $1,88 можно считать правомерной ставкой, но компания надеется завершить переговоры как можно скорее.


Потери и дивиденды


«Белтрансгаз» и «Газпром» потери от войны пока не раскрывают. При текущей цене три дня сокращенных поставок в Белоруссию стоили «Газпрому» около $8,6 млн потерянной выручки. Правда, он может компенсировать их позднее.


Возможны ли претензии от европейских клиентов, Куприянов прогнозировать не берется. Литовская Lietuvos dujos вопрос о компенсациях из-за конфликта не рассматривает, говорит ее представитель. Нет данных о таких планах и у советника премьера страны Виргиса Валентинавичуса: «[Но] Литва ускорит развитие альтернативных способов поставки газа и в конфликте Белоруссии и “Газпрома” не будет примыкать ни к одной из сторон». Около суток были перебои с газом у Польши, говорит представитель минэкономики страны: с вечера среды до второй половины четверга. Но представители польской PGNiG оставили вопросы о претензиях без ответа.


Главный выигрыш «Газпрома» — Белоруссия начала платить по контрактной цене, а не по той, которую хотела ($150/1000 куб. м вместо среднегодовых $187 по формуле из контракта), говорит сотрудник концерна. Цена вопроса при плане «Белтрансгаза» по закупкам на этот год — около $800 млн. Очередной платеж «Газпром» ждет до 23 июля, напоминает Куприянов, менять контракт не планируется.


«Белтрансгаз» выиграет, если добьется роста транзитной ставки до $1,88: его дополнительная выручка в пересчете на год может составить около $100 млн, подсчитал директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Вот только стоило ли доводить все до войны и терять остатки репутации?» — недоумевает он.


Схожая позиция у президента Белоруссии Александра Лукашенко. «Абсолютно не было причины для конфликта», — заявил он в интервью телеканалу «Евроньюс», добавив, что речь шла всего лишь о взаимных долгах, которые в итоге были урегулированы. Куприянов не согласен: у «Газпрома» не было выбора, он трижды предупреждал Белоруссию, что может ограничить поставки, если долг не будет погашен, первый раз — еще в марте. «На самом деле это абсолютно в стиле «Газпрома» — разговаривать через экран телевизора, а не за закрытыми дверями, — добавляет Корчемкин. — Правда, у Лукашенко тот же стиль, и в этот раз он явно переиграл «Газпром».


Елена Мазнева, Владислав Новый


Ведомости, 25.06.2010, 115 (2633)