Избыток производства
В 2010 году металлургическое производство в мире стремительно росло. По данным World Steel Association (WSA), мировое производство стали в апреле выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 35,7% — до 121,65 млн. тонн. При этом оно оказалось всего на 0,5% ниже предыдущего рекорда, установленного в марте 2008 года. Впрочем, среднедневной объем выплавки стали в мире в апреле таки оказался рекордным, лишь немного не дотянув до отметки 4,1 млн. тонн.
По динамике роста впереди всех оказались такие ведущие металлургические страны как США, Япония, Германия, Франция. Но такие рекорды не приносят особого удовлетворения, поскольку спрос на металлопродукцию не успевает за предложением. Перепроизводство и избыток предложения наблюдается в настоящее время на всех основных региональных рынках.
Если сталелитейные компании сохранят достигнутые в апреле среднедневные объемы на том же уровне до конца года, то выпуск стали в мире превысит 1,4 млрд. тонн. В то же время эксперты WSA прогнозируют на текущий год рост видимого потребления металла на 11%, до около 1,24 млрд. тонн. Таким образом, избыточные мощности могут составлять около 160 млн. тонн в годовом эквиваленте.
Бег впереди поезда
По оценкам экспертов, производители стали слишком оптимистично оценили состояние рынка и чересчур рьяно нарастили объемы производства.
Металлопотребляющие отрасли (строительство и машиностроение) еще не успели в достаточной степени восстановиться после крушения в конце 2008 года. Аналитики прогнозируют, что необходимо от 2 до 4 лет, чтобы спрос на металлопродукцию достигнул докризисного уровня. Такое превышение предложения над спросом не могло не сказаться на ценовой конъюнктуре.
В итоге, продолжавшийся весь год бурный рост цен на металлопродукцию, в мае сменился спадом. Подешевел как плоский прокат, так и длинномерная продукция, а также заготовка на разнообразных ранках – Восточная Азия, Европа, Ближний Восток. При этом цены на сырьевую продукцию – ЖРС и кокс – продолжают расти.
Так, австралийская компания Rio Tinto сообщила о заключении контрактов со всеми своими восточноазиатскими клиентами (кроме китайских) на поставку железной руды во втором квартале 2010 года. Цены более чем на 90% превышают уровень 2009-2010 финансового года и достигают 110-120 долларов за тонну FOB, Австралия.
Однако уже появляется информация о намерении ведущих железорудных корпораций поднять цены на руду в июле до около 160 долларов за тонну CIF. В частности, один из крупнейших поставщиков руды на мировом рынке индийская компания NMDC уже заявила о намерении удвоить цены по новым контрактам с японской Nippon Steel Corp и южнокорейской POSCO.
Очередь на вылет. Кто крайний?
В итоге металлургические предприятия оказываются между падающим “потолком” цены на метпродукцию и растущими ценами на сырье как между молотом и наковальней. В таких условиях лишними на высококонкурентном мировом рынке могут оказаться предприятия, которые не в состоянии обеспечить приемлемую себестоимость метпродукции.
Очень высока вероятность того, что среди таких неудачников окажутся украинские компании. Их технологическая отсталость не позволяет демонстрировать необходимый в условиях усиливающейся конкуренции уровень себестоимости и качества производимой продукции, а чрезвычайно низкая доля внутреннего рынка в общем объеме поставок (около 20-25%) лишает возможности создать необходимый уровень прочности при неблагоприятной ситуации на мировых рынках.
При этом кризисная экономическая ситуация не позволяет рассчитывать ни на значительный рост внутреннего рынка, ни на привлечение серьезных средств столь остро необходимой модернизации производства.
Даже в относительно благополучные 2004-2007 годы далеко не все меткомпании заботились о своей реконструкции, а теперь и подавно нет никаких оснований предполагать, что им удастся сделать это в условиях теперешнего дефицита дешевых кредитных средств.
Все это ставит под большой вопрос перспективы украинской металлургической отрасли в целом. Впрочем, не все компании пребывают в одинаково плачевном положении.
Лучшие и худшие из … худших
В наиболее благоприятной ситуации среди украинских игроков на металлургическом рынке безусловно находится “Метинвест”, имеющий вертикально интегрированную структуру, доступ как к ЖРС (преимущественно украинскому), так и к коксующемуся углю (в том числе и к американскому).
Техническая оснащенность металлургических заводов “Метинвеста” достаточно высока на общеукраинском уровне. Рыночные преимущества на украинском рынке также имеют ИСД (наиболее современный в стране Алчевский меткомбинат плюс улучшившийся доступ к финансовым ресурсам вследствие прихода российских инвесторов) и “Донецксталь” (наличие мощностей по производству кокса и добыче коксующегося угля).
В наиболее тяжелом положении среди крупных игроков оказались ММК им. Ильича и “Запорожсталь”. Собственных сырьевых ресурсов у компаний практически нет, а значительная часть их производственных мощностей технологически и морально устарели и нуждаются в коренной реконструкции.
Но необходимо учитывать, что доля мартеновского производства у “Запорожстали” больше, чем у Мариупольского меткомбината. А холоднокатаный прокат, являющийся основной экспортной продукцией запорожского предприятия, более чувствителен к ценовым колебаниям на мировых рынках и более подвержен таможенным ограничениям, чем горячекатанная продукция комбината Владимира Бойко.
Усиление консолидационных процессов в отрасли затрагивает и эти меткомбинаты, в особенности “Запорожсталь”. Происходящий в последнее время ажиотаж вокруг информации о вероятной продаже комбината подтверждает это. Высокая стоимость модернизации предприятия (по оценкам экспертов 2,5 млрд. долларов и более), без проведения которой оно не имеет будущего, заставляет собственников комбината срочно искать инвестора для привлечения необходимых средств, продавая большую часть своих акций или вообще выходя из состава акционеров.
В итоге у собственников предприятия и потенциальных его покупателей могут возникнуть сложности с достижением компромисса относительно условий сделки, ведь модернизация предприятия, по оценкам большинства экспертов, будет стоить больше, чем его покупка.
Оценивая перспективы ожидаемой сделки, необходимо учитывать, что вышеперечисленные конкурентные недостатки предприятия на фоне недостаточного спроса на металлопродукцию на мировых рынках делают “Запорожсталь” дорогим и долгоокупающимся активом (более 10 лет).
Туманные перспективы грядущего
По разным оценкам экспертов рынка, мировая экономика выйдет из кризиса и достигнет докризисного уровня не раньше чем через 2-3 года. Следовательно, экспортно ориентированная украинская экономика, спрос на продукцию которой формируется на внешних рынках, – не раньше 4-5 лет.
В первую очередь это касается металлургии. И на этот период перед украинскими меткомбинатами острейшим образом стоит вопрос выживания, который прямо зависит от себестоимости выпуска продукции.
На плаву в мировом рынке останется тот, кто лучше решит проблемы доступа к сырьевой базе, проведения модернизации производства и наличия налаженных рынков сбыта. Все вроде бы очень просто, но в этом-то и вся сложность…
Василий Лавриненко