Гвинейскую природу защитили от “Русала”

Share

Предприятиям компании в стране грозит остановка.


Власти Гвинеи продолжили кампанию против ОК “Русал”. Министерство по защите окружающей среды страны предписало компании из-за неуплаты экологического налога прекратить экспорт производимой в стране продукции и остановить производство на бокситно-глиноземном комплексе Friguia. В результате “Русал” может лишиться 6% глинозема и 18% бокситов. В текущей ситуации это не слишком критично, так как ряд его мощностей простаивает, но эксперты считают сохранение актива принципиально важным для компании.


О том, что у министерства по защите окружающей среды Гвинеи возникли претензии к ОК “Русал” из-за неуплаты экологического налога, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в компании. По данным агентства, на прошлой неделе в порту Конакри было задержано судно “Русала” с глиноземом, после чего власти пригрозили полной остановкой производства на бокситно-глиноземном предприятии Friguia.


В министерстве и “Русале” от комментариев отказались. Источник, близкий к компании, подтвердил “Ъ” задержание судна, уточнив, что пока завод работает. “Его и нельзя остановить, это же непрерывное производство,— пояснил собеседник “Ъ”.— После остановки, которая вообще чревата экологической катастрофой из-за производства замкнутого цикла, надо фактически строить завод заново”. По данным источника “Ъ”, бокситы из Гвинеи “Русал” пока вывозить может. Представители Николаевского глиноземного завода (входит в “Русал”, получает бокситы из Гвинеи), подтверждают, что перебоев с поставками сырья нет.


Friguia включает бокситовый рудник, глиноземный завод, железную дорогу и другие объекты инфраструктуры. Глиноземный завод управлялся “Русалом” с 2002 года по долгосрочному контракту, а в 2006 году был выкуплен у правительства Гвинеи за $19 млн (последующие инвестиции составили порядка $300 млн). На момент приватизации предприятия оно добывало 2,2 млн тонн бокситов и производило 700 тыс. тонн глинозема в год. В связи с кризисом производство было снижено до 350 тыс. тонн, но в августе завод вышел на полную мощность. Основным потребителем глинозема является нигерийское предприятие Alscon (77,5% принадлежат “Русалу”), бокситы поставляются на Николаевский глиноземный завод на Украине (входит в “Русал”).


Проблемы у “Русала” в Гвинее начались еще весной, когда новый президент страны Мусса Камара заявил о намерении оспорить через суд продажу Friguia в 2006 году (см. “Ъ” от 14 апреля). Консультанты сначала оценили справедливую стоимость актива в $257 млн и предлагали компании доплатить разницу, но летом адвокаты, представляющие интересы Гвинеи, направили в суд иск, в котором просили национализировать комплекс Friguia, оштрафовав компанию Russkij Aluminij LLC (юридическое лицо, которое является владельцем 100% акций комплекса) на $1 млрд. Рассмотрения иска в суде еще не было. В конце августа нигерийские власти заявили о том, что “Русал” как владелец Alscon не выполняет взятые на себя обязательства в регионе, в том числе по повышению заработной платы.


По мнению ведущего эксперта УК “Финам Менеджмент” Дмитрия Баранова, опасения у гвинейских властей могут вызывать финансовые трудности “Русала” (он пытается реструктуризировать долг на $16 млрд) и способность компании в таких условиях вкладывать средства в экологические программы. Но руководитель департамента консалтинга сектора металлургии и горнодобычи Standard Bank Александр Макарин полагает, что проблемы с министерством по защите окружающей среды имеют “политический подтекст” и являются продолжением кампании, начатой властями Гвинеи весной.


По мнению господина Макарина, “Русалу” следует бороться за комплекс Friguia, который обеспечивает для компании 6% производства глинозема и 18% бокситов (при работе на полную мощность). “Если пока претензии связаны только с экологией, то компании, думаю, стоит постараться осуществить необходимые инвестиции именно в защиту окружающей среды,— полагает эксперт.— Тем самым компании удастся выиграть время и, возможно, избежать необходимости доплачивать за приобретенные акции, как того хотят местные власти”. Но Дмитрий Баранов отмечает, что в случае серьезных проблем в Гвинее “Русал” сможет наладить поставки сырья с других своих глиноземных и бокситовых предприятий, на которых добыча и производства были приостановлены.


www.kommersant.ru