Интервью с главой попечительского совета по доверительному управлению Opel Фредом Ирвином
Фред Ирвин недоволен переговорной тактикой правительства Германии в отношении General Motors (GM). В ходе интервью он поясняет, почему ранний выбор концерна Magna в качестве партнера Opel является неверным шагом, дает оценку вероятности банкротства немецкого автомобилестроителя и реальному влиянию Детройта на принятие окончательного решения, которое, по его мнению, состоится все-таки не позднее назначенных на конец сентября парламентских выборов в ФРГ.
— Г-н Ирвин, кто примет решение о будущем Opel?
— С юридической точки зрения, конечно, попечительский совет по доверительному управлению Opel, это без вопросов. В его состав входят представители GM, федерального и земельных правительств, которые сначала выскажут свое мнение, а потом проголосуют. Попечительский совет по доверительному управлению подписывает договор.
— Значит, окончательное решение принимается не в Детройте?
— Нет, но за одним исключением. GM имеет право отклонить оба имеющихся предложения.
— И каковы тогда будут последствия?
— Тут возможны два варианта: или Opel остается собственностью GM, или объявляется его банкротство. Однако я могу вас заверить, что варианта с банкротством никто не хочет. И GM тоже приложит все усилия для того, чтобы его избежать.
— Если Opel остается у GM, то полномочия попечительского совета по доверительному управлению Opel прекращаются?
— Именно так. Впрочем, GM должен будет сначала вернуть промежуточный заем немецкого государства в размере 1,5 млрд евро, а уж после этого попечительский совет по доверительному управлению Opel может быть распущен.
— За кем останется последнее слово, если GM захочет продать, а в попечительском совете возникнет патовая ситуация?
— Не думаю, что дело дойдет до пата. Совет имеет возможность принимать свободное решение, исходя из коммерческой аргументации. Он это и сделает, когда придет время. Согласие всех его членов с таким подходом скреплено договорными обязательствами.
— Не станет ли ваш голос в конце концов решающим?
— Нет. Срок моего пребывания на посту главы попечительского совета по доверительному управлению Opel истекает 1 декабря, и до этого дня я вообще не имею никакого права голоса. После этой даты глава совета получает право голоса, однако неизвестно, останусь ли я на этом посту. В том случае, если все заинтересованные стороны обратятся ко мне с просьбой остаться, а мой работодатель не станет возражать, то я с удовольствием продолжу. Однако до этого момента еще далеко.
— Когда, по вашему мнению, состоится окончательное решение по Opel?
— А когда будет следующее землетрясение в Берлине?
— Видимо, не скоро. Надеюсь, что решение по Opel будет принято все-таки раньше.
— Конечно (смеется). Обсуждаются различные сроки, так что точной даты назвать вам я не могу. Заседание совета директоров GM состоится на следующей неделе, и, надеюсь, на этот раз на нем будет-таки озвучен выбор GM. Каждый день затяжки идет Opel во вред. Однако скажу вам и то, что договор о доверительном управлении действует до 31 декабря 2014 года.
— Есть ли вероятность того, что решение по Opel состоится еще до парламентских выборов (27 сентября) в Германии?
— Готовых к подписанию договоров пока не существует, да и рекомендация совета директоров GM еще не прозвучала. Однако, несмотря на все это, я надеюсь, что окончательное решение по Opel состоится еще до 17 сентября, когда во Франкфурте-на-Майне откроется международная автомобильная выставка IAA.
— В какой мере GM настроен продать Opel?
— Я не стану говорить от имени General Motors. Вы должны понять, что сейчас это уже новая компания. У GM новый генеральный директор, в составе совета директоров новые члены. Изменилась и экономическая ситуация. GM находится не в том тяжелом положении, как это было несколько месяцев тому назад. В предложении финансового инвестора RHJ в Детройте препятствий не видят, а вот с Magna они есть. Сейчас снова идет перепроверка всех сценариев.
— Можете ли вы себе представить, что RHJ прорабатывает вариант привлечения к покупке Opel некоего партнера из автомобилестроительной отрасли?
— Все возможно. Все. Вы можете называть любой вариант — и он будет возможен.
— Насколько определенной кажется вам позиция правительства ФРГ и земель, где расположены заводы Opel?
— Слишком определенной. Немецкие политики определились слишком рано. Однако я хотел бы подчеркнуть, что премьер-министр земли Гессен Роланд Кох — настоящий герой. Без него не было бы модели доверительного управления Opel. Эту концепцию придумал он.
— В какой мере эффективны усилия немецких политиков найти поддержку у своих американских коллег?
— Поддерживать трансатлантические отношения всегда полезно. Но правительство США дало очень ясно понять, что вмешиваться в эту сделку не будет. Так что частично усилия немецкой стороны были потрачены впустую.
Моритц Деблер