Роман с МВФ заканчивается

Share

Неожиданностей не случилось – Украина получила третий транш стабилизационного кредита от МВФ в размере $3,3 млрд


«Газета…» решила разобраться, каковы особенности этого займа, что он значит для Украины и каков ожидается финал нашего долгоиграющего и местами неровного кредитного романа с МВФ. Мы выделили десять основных моментов этого нового долгового обязательства.


1 Все деньги идут в бюджет. Согласитесь – 25 миллиардов, в гривневом эквиваленте, снимают все вопросы о выполнении бюджета в этом году. Деньги МВФ – это мостик, переброшенный через кризис.


2 Выплаты бюджетникам, пенсионерам, шахтерам (последним правительство тоже обязалось платить зарплаты) гарантированы. Вопрос о том, что эти выплаты будут происходить за счет заемных средств, по большому счету, не волнует никого из получателей.


3 Кроме зарплат и пенсий, деньги уйдут также на выплату внешних долгов, пик которых (более одного миллиарда долларов) приходится на август-сентябрь.


4 Два основных условия, которые выполнили украинские власти на пути к третьему траншу – это принятие закона о финансовом оздоровлении банков и повышении цен на газ для населения и предприятий коммунальной теплоэнергетики.


5 И еще один немаловажный аспект, вмонтированный в фундамент третьего транша. Отныне дефицит бюджета Украины будет рассчитываться с учетом финансового баланса «Нафтогаза». Продавая конечным потребителям (кроме промышленности) газ по ценам ниже закупочных, «Нафтогаз» исправно маскирует в себе дефицит. Теперь он будет под пристальным вниманием МВФ.


6 Кстати, о «Нафтогазе». Когда решение о принятии транша уже было неотвратимым, в Украине прозвучали два заявления, которые озадачили западных инвесторов. Первое – Минфину дано поручение начать процесс реструктуризации внешних долгов «Нафтогаза». Последний должен расплатиться в сентябре по своим еврооблигациям, и их держатели пребывали в уверенности, что монополист с разрешения правительства воспользуется деньгами МВФ, чтобы уплатить по счетам. Противоположное этим обязательствам поручение правительства их, наоборот, реструктуризировать, повергло западных инвесторов в шок. Уверенность, что от Украины можно ожидать чего угодно, крепнет. Вторая новость, которая вызывает недоумение на Западе – это обещание правительства возобновить (после кризиса) выплату компенсаций по сгоревшим сбережениям Сбербанка. Ожидалось, что страна, которая за год увеличила размер своего суверенного долга вдвое, не станет этого делать.


7 Власти также взяли на себя обязательства сократить бюджетные расходы (или увеличить доходы) на 5,5 млрд грн. Как? К примеру, ужесточены условия администрирования НДС, а импортеры, в придачу ко всему вороху документов, которые они предъявляют на таможне, должны будут теперь также предоставить что-то вроде зеркальной экспортной декларации – свидетельство о вывозе товара из страны происхождения с указанием тамошней таможенной оценки.


8 Можно сказать, нам даже повезло с требованиями МВФ; в иных странах они более зубодробительные. Как, скажем, в Латвии, которая вынуждена пенсии и зарплаты бюджетникам – сокращать, а налог на жилплощадь – повышать.


9 Как ни парадоксально, Украине не видеть бы транша, если бы не помощь «Регионов». Именно эта фракция помогла 24 июля одобрить Закон о финансовом оздоровлении банков, который сыграл важную роль в позитивном решении МВФ. На публику «Регионы» костят МВФ с правительством на чем свет стоит. Когда речь доходит до конкретных договоренностей – «Регионы» подставляют плечо. Просто у них самих есть банки, которые надо спасать.


10 Украина «выбрала» уже $10,9 млрд из $16,4 млрд, изначально предусмотренных программой с МВФ. Половина оставшихся средств может прийти в страну этой осенью, после очередного пересмотра программы. Остальное – сравнительно маленькими траншиками в течение 2010 года. Вот только крепнет ощущение, что транш от 28 июля сего года был в этом году последним. Дальше Украина погрузится в пучину предвыборной кампании, от которой МВФ традиционно предпочитает держаться подальше.


Так что продолжения, быть может, и не последует.


Станислав ГОЛУБЕНКО