Пираты торгуют украинцами

Share

Вторую неделю 22 украинских моряка находятся в плену у пиратов возле восточного берега Сомали. Бандиты требуют за них выкуп в 700 тысяч долларов.


 


Неделя под знаком «веселого Роджера»


 


Теплоход «Panagia» («Панагия»), который принадлежит британскому судовладельцу, был захвачен пиратами в 150 километрах – нейтральных водах – от берега 18 октября. С того времени ведутся переговоры с захватчиками судна, но главным образом, компанией судовладельцем и Международным морским бюро.


 


Через некоторое время после захвата «Панагию» отбуксировали поближе к берегу. Сейчас информагентства сообщают, что судно находится в двух милях от сомалийского берега. Заложники свободно передвигаются по судну под присмотром пиратов.


 


Захвативших интересует прежде всего выкуп, поскольку груз – уголь, перевозимый из Южной Африки в Турцию – не самый выгодный обмен. Пираты хотят 700 тысяч долларов за корабль и экипаж.


 


Пока играет дипломатия


 


Пока ситуацию пытаются решить с помощью переговоров. Министерство иностранных дел и компания-судовладелец постоянно общаются с захватчиками относительно освобождения и судна, и украинского экипажа в частности. Судьбой судна и экипажа занимаются также посольства Украины в Эфиопии и Кении – ближайших к месту происшествия странах. В Сомали дипломатического представительства Украины нет. МИД объясняет это тем, что на территории Сомали сейчас ведется вооруженная борьба между разными группировками за контроль над столицей и южными регионами страны, и действующих иностранных дипломатических или консульских учреждений там пока нет. Ни украинских, ни других государств. 


 


Украина уже обратилась к Великобритании, Франции, США а также в штаб-квартиру НАТО с просьбой помочь в освобождении судна и экипажа. Если ситуация не прояснится, то, вполне возможно, что в освобождении судна будут участвовать корабли военно-морского флота США. 


 


Но, вполне возможно, Украине придется платить выкуп за моряков. Международное морское бюро, к которому за помощью обратился МИД, не в состоянии уговорить пиратов сдаться или хотя бы отпустить экипаж. Глава бюро Поттенгал Мукундан отметил, что большинство схожих случаев с захватом кораблей завершались выкупом. В данном случае пираты требуют 700 тысяч долларов.


 


Форс-мажор не предусмотрен


 


Теперь слово «крюинг» станет известно не только тем, кто связан с морским делом. Крюинговое агентство – предприятие, которое занимается наймов моряков на суда, в том числе и иностранные. На «Панагию» экипаж подбирало агентство «Seagul» которое зарегистрировано и работает в Одессе. По информации МИДа, его представители также активно участвуют в переговорах по освобождению судна и украинского экипажа. 


 


Предусмотрена ли компенсация морякам за пребывание в пиратском плену? Условия договора у каждой судовладельческой и судоходной компании свои, они также могут быть разными и для членов экипажей разных стран. 


 


По мнению Александра Кулькина,  капитана-наставника судоходной компании «Укрферри», для украинских моряков такая компенсация вряд ли предусмотрена, хотя по нормам международного права, такой пункт должен быть в договоре.  


 


«Хотя от таких случаев, несмотря ни на какие на пункты договора, не застраховано ни одно судно», – отметил Кулькин в интервью RUpor`y.


 


По его словам, за последний год – это 28-ой случай захват суден именно возле берегов Сомали. «Хотя мой товарищ не так давно шел на судне в 20 милях от этого побережья, и все обошлось», – отметил он. 


 


Действительно, примерно за неделю до инцидента с «Панагией» у восточного побережья Сомали пираты захватили сухогруз «Torgelow», который следовал в сомалийский порт Эль-Маан с грузом цемента. До сих пор местонахождение корабля неизвестно. В этом порту стоит другой захваченный пиратами в июне и отпущенный в октябре грузовой теплоход «Semlow», который был зафрахтован ООН для перевозки гуманитарного груза пострадавшим от цунами.


 


«Для сомалийских пиратов эти захваты не что иное, как способ заработка», – отмечает Кулькин. Правда, все осложняется тем, что переговоры могут не ограничиться одной и даже двумя неделями, а то и несколькими месяцами. Но, как правило, пираты милостивы к экипажу.


 


Кулькин отмечает, что любые нормы в этом случае носят лишь рекомендательный характер, поскольку пираты не соблюдают норм морского законодательства. «Невозможно противостоять пулемету с голыми руками или пожарным шлангом», – говорит Кулькин. 


 


По мнению моряка подобные случаи, как правило, заканчиваются выплатой выкупа, который возможно снизить в ходе переговоров. Любые силовые действия и противостояние в подобных ситуациях не совсем уместны – особенно если речь идет о жизни не одного десятка людей.


 


Наталия Вернигора


[RUpor, 25 октября 2005]