Бывший железнодорожник Аман Тулеев считает, что снижение тарифов в это трудное время не повредит ОАО «РЖД».
Угольные компании просят понизить железнодорожные тарифы, обещая сохранить докризисные объемы перевозок. ФСТ же считает, что источники компенсаций выпадающих доходов ОАО «РЖД» исчерпаны и дальнейшее снижение тарифов невыгодно не только компании, но и экономике в целом.
На минувшей неделе в Совете Федерации состоялся «круглый стол», где представители угольной отрасли в очередной раз выступили с предложением снизить железнодорожные тарифы. «Без этого российский уголь никому не будет нужен», – прогнозирует заместитель гендиректора ЗАО «Распадская угольная компания» Александр Андреев. Генеральный директор ОАО «ОУК «Южкузбасуголь» Андрей Борщевич опасается, что «железные дороги «добьют» угольщиков. А генеральный директор ОАО «Оренбургуголь» Александр Петров даже считает, что «предприятия перейдут на перевозки угля автотранспортом».
Мнение представителей отрасли фактически поддержал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В пятницу во время подписания соглашения о социально-экономическом партнерстве области и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) он заявил: «Мы с Владимиром Валерьевичем (Рашевским, гендиректором СУЭК. – Ред.) предлагаем схему, при которой СУЭК увеличит объемы погрузки на экспорт, но для этого нужно снижать тарифы при перевозках». Причем интерес железнодорожников, по его мнению, очевиден, ОАО «РЖД» в этом случае будет получать гарантированный объем перевозок и, соответственно, доход.
По данным г-на Тулеева, в январе – феврале погрузка кузбасского угля на экспорт выросла на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. А по словам г-на Рашевского, «есть основания удерживаться на уровне добычи, сопоставимом с 2008 годом». В 2008 году кузбасские предприятия СУЭК добыли 30,2 млн тонн угля, в 2009 году планируется небольшой рост, сообщил он.
Говоря о развитии дальневосточного порта Ванино (где СУЭК завершает строительство угольного терминала в бухте Мучка), Владимир Рашевский назвал этот проект одной из первоочередных задач предприятия. По его словам, азиатские рынки сейчас устойчивее европейских. Поэтому и необходима поддержка экспорта на этом направлении.
Обосновывая необходимость сокращения железнодорожного тарифа, г-н Рашевский отметил, что сэкономленные средства СУЭК сможет потратить на развитие терминала, тем более что сегодня он «начинает переваливать все больше угля. Мы отрабатываем технологическую цепочку и надеемся, что в это тяжелое время терминал поможет обеспечить объемы сбыта», – сказал Владимир Рашевский.
Последний раз предложение поддержать угольщиков прозвучало на совещании с участием вице-премьера правительства Игоря Сечина в конце ноября 2008 года. Тогда представители шахтеров предложили вместо ежегодной индексации заморозить железнодорожные тарифы, чтобы обеспечить конкурентоспособность сырья в ситуации падения спроса на него во всем мире. По итогам совещания Игорь Сечин поручил ФСТ проработать вопрос о понижении тарифа.
«Поручение исполнено. Цена вопроса доложена правительству: комплексная система тарифных преференций для угольщиков в 2008 позволила им сэкономить 8,2 млрд руб.», – заявила «Гудку» заместитель начальника управления регулирования транспортом ФСТ Татьяна Стебунова.
При этом она считает, что в 2009 году понижение тарифов на перевозку угля нецелесообразно ни для государства, ни для ОАО «РЖД». По ее словам, индексация тарифов увязана с правительственной программой социально-экономического развития России. И хотя на 2009 год закладывался рост тарифов на грузовые перевозки по железным дорогам на 14%, из-за разразившегося экономического кризиса тарифы были индексированы только на 8%.
«Чудес не бывает, и выпадающие доходы ОАО «РЖД» будут компенсированы из бюджета в размере 50 млрд руб.», – отметила заместитель начальника управления ФСТ. К тому же на перевозку угля в этом году и так действует традиционная система исключительных тарифов.
Например, при транспортировке энергетических углей применяется понижающий коэффициент 0,97. Система скидок учитывает расстояние и географию перевозок (в адрес портов, удаленных от угледобывающих регионов, действуют специальные тарифы).
РЖД покрывают выпадающие доходы, применяя дифференцированную систему тарификации грузов. В отношении грузов I класса (к ним относится уголь. – Ред.) предусмотрены скидки. Выпадающие доходы компания компенсирует за счет высоких расценок на перевозку грузов III класса: нефть, металлы и так далее. По мнению Татьяны Стебуновой, сейчас, в условиях кризиса, «удельный вес III класса в структуре грузооборота уменьшился, поэтому ОАО «РЖД» не получает ожидаемых доходов от перевозок».
Тем не менее «уголь остается одним из приоритетных грузов, его доля – 22% от общих перевозок ОАО «РЖД», и «при продолжении негативных экспортных ценовых тенденций компания готова рассматривать предложения по изменению тарифов», заявил «Гудку» заместитель начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике (ЦМТП) ОАО «РЖД» Александр Хатьянов. Однако, по его мнению, «сложившийся уровень тарифов не ограничивает внешнеторговых возможностей угольных компаний». «В январе – феврале 2009 года экспортные цены соответствовали уровню первого полугодия 2007 года – в среднем $64 за тонну (энергетические угли, по данным РЖД. – Ред.), а тарифы на перевозку с учетом курсовой разницы рубля к доллару при пересчете в валюту ниже, чем были тогда», – сказал он.
Наталья Пулина