В четверг вечером «Газпром», Total и боливийская госкомпания YPFB подписали соглашение о совместной разработке блока Аcеро в Боливии. Все происходило в президентской резиденции Эво Моралеса, который назвал новое партнерство «большой надеждой для боливийского народа». Еще в 2006 г. Моралес начал программу «возрождения Боливии», запустив массовую национализацию нефтегазовых компаний. Под контроль страны вернулись нефтяная компания Chaco (бывший владелец — BP), газопроводная Transredes (Ashmore Energy и Shell) и проч. «Боливии нужны партнеры, а не владельцы», — объяснял в мае Моралес.
И вот новые партнеры найдены. Под проект Асеро будет создано СП, 50% плюс 1 акция которого получит YPFB, оставшиеся — Total и «Газпром», рассказали «Ведомостям» представитель YPFB Эльгар Кардосо и пресс-секретарь министерства нефтегазовой промышленности Боливии Якелин де Нойа. Общие инвестиции в проект оцениваются в $4,5 млрд и все эти расходы лягут на плечи иностранных партнеров — как на поиск и разведку, так и на разработку, уточняют они. Доход инвесторы будут получать в виде дивидендов на свою долю в СП, срок их работы не ограничен, добавляет Кардосо. Когда будет создано СП, не ясно. Но это произойдет в ближайшее время, уверяет он.
Total и «Газпром» комментируют соглашение осторожнее. Total в своем пресс-релизе лишь уточнила, что получит с «Газпромом» равные доли в проекте (выходит по 24,5%). Объем инвестиций представитель Total комментировать не стал, передает Reuters. «Газпром» назвал соглашение с Боливией «меморандумом», который является «еще одним шагом на пути к СП». От дополнительных комментариев его представители отказались.
С момента национализации отрасли Асеро должен стать крупнейшим проектом в нефтегазовом секторе страны, указывает де Нойа. Каковы запасы участка, он не говорит (хотя Total обнаружила там газ еще в 2004 г.). Но зато уже есть планы по добыче — минимум 13 млн куб. м в день с возможностью роста до 26 млн куб. м (сроки непонятны), объявил на церемонии подписания соглашения президент YPFB Сантос Рамирес. Те же цифры называет и де Нойа. Получается до 9,5 млрд куб. м в год, меньше 2% от сегодняшней добычи «Газпрома». Для сравнения: инвестиции в Южно-Русское месторождение, которое с 2009 г. начнет давать «Газпрому» 25 млрд куб. м газа в год, концерн оценивает примерно в 2 млрд евро (около $2,8 млрд).
На главный вопрос — выгодно ли «Газпрому» вкладывать деньги в Латинской Америке, хотя его основные добывающие активы в России, — эксперты однозначно ответить не могут. «В любом международном проекте “Газпрома” велика политическая составляющая, при этом даже его российские инвестиции не всегда понятны», — отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Боливия предлагает достаточно жесткие условия для партнерства, добавляет он: российские госкомпании тоже часто перекладывают расходы на иностранных партнеров, но, как правило, ограничиваются затратами на разведку. «Радует только, что “Газпром” разделит риски в Асеро с Total, а она вряд ли согласилась бы на убыточный проект», — констатирует Нестеров.
У Total больше опыта работы в этой стране: с 1996 г. она участвует сразу в шести проектах в Боливии. «Газпром» давно интересуется Латинской Америкой. Активнее всего он до сих пор сотрудничал с Венесуэлой, где самые большие запасы газа в регионе (см. рисунок и врез). С Боливией еще в 2007 г. подписан меморандум о взаимопонимании, по которому «Газпром» выбрал для изучения три блока — Асеро, Сунчал и Карауайчо, их общий потенциал концерн оценивает в пределах 300 млрд куб. м газа.