Крупнейшая французская газовая компания Gaz de France вышла из совместного с «Газпромом» предприятия Fragaz. Ее долю в 50% выкупила немецкая дочерняя компания российской монополии — ZMB GmbH. Fragaz, занимавшаяся в числе прочего поставками газа во Францию, фактически утеряла свою главную функцию в 2005 году, когда «Газпром» получил разрешение на реализацию газа конечным потребителям в этой стране. По мнению экспертов, теперь СП обладает низкой рентабельностью и французы скорее всего уступили свою долю в нем «Газпрому» по минимальной цене.
Как говорится в отчете Gazprom Germania (материнской компании ZMB), сделка по продаже была совершена 19 июня. Компания Fragaz была создана «Газпромом» и Gaz de France на паритетной основе в июне 1993 года. Компания в основном занималась закупкой оборудования и продукции для нужд «Газпрома». Кроме того, как сообщил РБК daily источник в «Газпром экспорте», с июня 1999 года через Fragaz при необходимости поставлялись дополнительные объемы газа во Францию. Сейчас поставки не осуществляются. Войдя в группу Gazprom Germania, Fragaz будет заниматься проектами, представляющими интерес для «Газпрома», какими именно, собеседник уточнять не стал. В Gaz de France прокомментировать сделку отказались.
Собственно, необходимость во Fragaz как поставщике голубого топлива отпала в конце 2005 года, когда «Газпром» получил официальное разрешение на реализацию газа конечным потребителям во Франции. В настоящее время Gaz de France ежегодно закупает у российской монополии до 12 млрд куб. м газа. Однако небольшие объемы газа СП поставляло до 2007 года. Финансовые результаты Fragaz не раскрываются, но понятно, что без контрактов на поставку газа она практически ничего не стоит, уверен аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков. «Газпром», видимо, заплатил только за имущество компании, а для монополии это копеечная величина (измеряется в десятках миллионов долларов), отмечает эксперт.
Основной задачей Fragaz при ее создании все-таки была продажа газа на французский рынок, говорит эксперт UniCredit Aton Павел Сорокин. Она создавала конкуренцию самой Gaz de France, однако в обмен на какие-то уступки со стороны «Газпрома» французская корпорация, очевидно, пошла на это. Оставшееся лишь с бизнесом, касающимся закупки оборудования, предприятие стало неинтересно Gaz de France, так как оно наверняка является низкомаржинальным. Ведь не будет «Газпром» закупать по высоким ценам продукцию у своей аффилированной структуры. Возможно, теперь все функции бывшего СП переведут на основное представительство монополии во Франции, а Fragaz реорганизуют, заключает г-н Сорокин.