Плевать на закон: Конча-Заспа распродана!

Share

Маленькая Венеция – так охарактеризовала я городок в Конче-Заспе, омываемый заливом Днепра. Милейшая картина, скажу вам, предстанет перед вашим взором, если, конечно, вас пропустят туда, где налитая зеленью природа перестала быть общей, где лазурная река течет только для тех, кто ее выкупил, где золотистое солнце светит только избранным…


Судьба Кончи-Заспы


Летом 1934 года, как раз в те дни, когда столицу Украины перенесли из Харькова в Киев, решением Совета народных комиссаров Украинской ССР по представлению специальной правительственной комиссии Республиканский заповедник Конча-Заспа передали на баланс Хозяйственного отдела ВУЦИК.


Это делалось без лишней огласки, в закрытом режиме. Признаком переподчинения стал появившийся в начале августа всего за неделю мощный забор, которым обнесли территорию. Таким образом, роскошные угодья с прекрасными озерами и уникальной дубовой рощей были выведены из подчинения Академии сельскохозяйственных наук Украины волевым решением всеукраинского старосты и председателя ВУЦИК Григория Петровского, которому приглянулась местность, находящаяся в ближайших окрестностях новой столицы. На месте ликвидированного заповедника появился рыбсовхоз закрытого типа, принадлежащий ВУЦИК.


Как можно было догадаться, в заповеднике начали устраивать рыбалку для новоявленных правителей, “топить баньку”, а чуть позже развернули строительство правительственных дач и других строений, предназначенных для отдыха, который доступен далеко не всем… Таким образом, заповедник сКОНЧАлся.


Помимо того, что Конча-Заспа была уникальным природным заповедником, ей также приписывают и немаловажную историческую роль. Сказывают, что на этой территории запорожские казаки Богдана Хмельницкого одержали победу над войсками Радзивилла. Земли бывшего заповедника до 1920 года принадлежали двум киевским монастырям: Выдубецкому и Введенскому, а еще ранее – царской семье. Сегодня Конча-Заспа – это территория, большая по размерам, чем собственно заповедник. Само словосочетание также трактуют по-разному. Большинство ученых-филологов склоняются к тому, что слово “конча” означает конечную часть, край, границу “заспы” – засыпанной песком или илом части озера, речки.


Отдых под надзором


Пробив по блату десятипроцентную путевку в один из санаториев Кончи-Заспы, я не могла нарадоваться своему счастью: еще бы, там могут позволить себе отдыхать лишь избранные! Десятидневное проживание в санатории без скидок стоит столько, сколько путевка в Крым на тот же срок, причем с питанием. Соответственно, и отдых в Конче должен быть намного качественнее и приятнее, если за него дерут такие бабки!


В первый же день взяла на прокат лодку и отправилась в круиз по Днепру, вдоль которого на необъятную взглядом даль растянулись поместья обитателей высшего света.


Душа радуется, когда смотришь на живописные уголки природы, в которых красуются со вкусом и деньгами выстроенные изящные беседочки, на несколько метров выступающие над рекой, каменные заборы-крепости придают благородства изящным строениям, созданным в готическом стиле. Множество домов, видимо, задумывались как подарочный вариант. У них над входом вырисованы женские имена: Эльвира, Инна, Маргарита… Вот только избушки эти в самый разгар курортного сезона почему-то пустовали: либо подарок не пришелся по вкусу милой барышне, либо, наоборот, показался слишком дорогим. А может, золотая клетка оказалась тесной для очередной пленницы нового украинца.


А вот и мини-ипподром. Здесь выращивают лошадей исключительно в любительских целях: почему бы ни завести стадо животных на купленной за кровно заработанные деньги территории, где сотка земли стоит в районе 15 тысяч долларов? Да, хотелось бы мне родиться такой лошадкой: стойло расположено практически над рекой; поле, куда выгоняют пастись холеных животных, специально засажено мягкой травкой, о которой даже футболисты только мечтают; а штат слуг, ухаживающих за ними, вероятно, превышает количество персонала в детсаду…


Но это лишь догадки, на которые вдохновляет увиденное.  


Пустые клетки


Вот только смотреть на красу природы и архитектуры можно не многим. Уютные домики с верандами и беседками напоминают ласточкины гнездышки – только в них могут побывать исключительно состоятельные птенчики. И логичным становится вопрос: “А где же сами ласточки? Улетели в теплые края?”, когда видишь перед собой раскинувшиеся на десятки метров богатые кормушки-дворцы сродни Мариинскому. Во многих из них живут бригады строителей, которым на некоторое время позволено представить себя на месте тех, для кого куются эти гнездышки.


“Эй, красотка! – недовольно кричат они мне, проплывающей мимо, почти у самого берега, на лодке. – Греби отсюда, чего уставилась?”


Я быстро гребу к центру реки – от греха подальше. Картина повторяется снова и снова. То тут то там выглядывают ребята покрепче, некоторые разглядывают меня в подзорную трубу и о чем-то совещаются. К берегу я уже не подплываю, а только издали любуюсь чудо-творениями рук человеческих в живописных оазисах природной гармонии.


Солнце припекало. Мне захотелось окунуться в водяную гладь, которую, кажется, кроме меня никто еще не трогал. Я спрыгнула с лодки и поплыла в сторону берега. Тут же пара крепких парней, видимо, наблюдавших за мной из какого-то дома, как по команде бросилась в реку. Я поплыла к лодке, от которой, благо, еще не успела далеко отплыть. Ребята, видя, как я быстро удаляюсь, что-то крикнули мне вслед, пригрозив кулаком. Это не было похоже на заигрывание. Обратно я плыла, не поднимая глаз, дабы не спровоцировать ненужных волнений.


А вернувшись в Киев, решила разобраться: что, собственно, мешает мне, как гражданке этой страны, плавать по реке и любоваться природой?


Снайперам начхать на законы


На мой запрос о получении информации относительно законности использования земель в Конче-Заспе Главным управлением земельных ресурсов, спустя полтора месяца, были предоставлены сжатые сухие ответы. В них, в частности, отмечалось, что земля в Конче-Заспе с первичного рынка не продается, так как количество земель, подходящих для продажи, в этой местности практически нет; застройка территорий проводится согласно Генплану развития г. Киева, утвержденного решением Киевсовета от 28.03.2002 №370/1804 “Об утверждении Генерального плана города Киева и проекта планирования его пригородной зоны на период до 2020 года”, а также утвержденных в установленном порядке проектов строительства. В связи с этим остается непонятным следующий факт: кто утверждал данные проекты строительства, которые выходят за рамки закона?


В этом же письме, подписанном зампредседателя Главного управления Ю. Мосийчуком, говорится, что “размеры прибрежных защитных полос устанавливаются в зависимости от вида водного объекта на расстоянии от 25 до 100 метров; в границах этих прибрежных полос запрещается строительство любых сооружений, а также садоводство и огородничество”. А в реальности упомянутые полосы вообще отсутствуют, более того, владельцы земель претендуют еще и на часть водоема, прилегающего к их участку. Так что, несмотря на закон, советую отдыхающим в заповеднике не подплывать близко к берегу: вы можете оказаться в поле зрения снайпера, охраняющего золотые клетки, сидеть в которых и плевать на закон позволено избранным.


[Domik.net, 20 сентября 2005]