Владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин подарил нескольким менеджерам комбината акции на $561 млн. Но им этого оказалось мало. Руководители НЛМК скупили акции комбината еще на $180 млн.
В течение 2007 г. «некоторые члены совета директоров и руководства» НЛМК заплатили Владимиру Лисину за приобретенные еще в августе 2005 г. акции комбината, говорится в опубликованной вчера отчетности металлургической компании по US GAAP за 2007 г. (о финансовых показателях НЛМК см. статью на стр. Б2). Но в итоге они приобрели не 200,1 млн акций (3,34%), как предполагалось ранее, а 113,284 млн (1,89%). Сейчас стоимость этого пакета в РТС составляет $561 млн. Имена топ-менеджеров в отчете не раскрываются, не стал называть их и представитель НЛМК.
200,1 млн акций в августе 2005 г. Лисин передал двум компаниям, бенефициарами которых являлись члены совета директоров НЛМК Владимир Скороходов, Олег Багрин и Игорь Федоров, гендиректор комбината Владимир Настич и его заместитель по экономике и финансам Галина Аглямова, глава совета директоров Стойленского ГОКа Александр Сапрыкин, руководитель Торгового дома НЛМК Александр Зарапин, говорилось в меморандуме к IPO НЛМК на Лондонской бирже. Первые шестеро до сих пор входят в совет директоров или правление комбината. А Зарапин в июле прошлого года уволился из компании.
На момент сделки пакет стоил $228 млн. Акции находились в залоге до тех пор, пока менеджеры не осуществят платеж по сделке. Первоначально предполагалось закрыть ее к 31 декабря 2006 г., но затем этот срок был передвинут на год, говорится в отчетности НЛМК. В прошлом году сделка была закрыта. Но платить деньгами за пакет подчиненные Лисина не стали, вернув ему 86,816 млн акций, говорится в документе. Акции достались менеджерам, по сути, бесплатно, удивляется аналитик ИГ «Капиталъ» Павел Шелехов.
В российской практике уже встречались похожие примеры. Так, 16 топ-менеджеров РАО ЕЭС в начале апреля стали владельцами бумаг энергокомпании на $166 млн. В рамках опционной программы сотрудники РАО могли выкупить до 1% акций компании по фиксированной цене. Но по итогам выкупа менеджеры приобрели 0,39% бумаг энергохолдинга, поскольку брали кредит для выкупа части акций. Затем они продавали акции по рыночной цене, гасили кредит и докупали оставшиеся бумаги.
Но представитель НЛМК уточняет, что члены совета директоров и топ-менеджеры НЛМК не ограничились только лишь сделкой с Лисиным. Сейчас им принадлежит около 2,5%, или порядка 150 млн, акций компании, скупленных в том числе и «у других лиц», уточнил представитель НЛМК. Когда совершались эти сделки, он не уточнил. Аналитик Lehman Brothers Владимир Жуков предполагает, что 36,7 млн акций (0,6%) топ-менеджеры комбината приобрели еще до сделки с Лисиным.
На свой пакет члены совета директоров и топ-менеджеры группы третий год получают щедрые дивиденды. По итогам 2005 и 2006 гг. им досталось не менее 1,2 млрд руб. Дивиденды за 2007 г. составят еще не менее 450 млн руб.
Столь щедрое вознаграждение — прецедент для российского рынка, говорит партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Антон Стороженко. К примеру, большинство сталелитейных компаний вообще не используют опционы как метод поощрения сотрудников. Лишь Evraz Group в 2006 г. выпустила 595 280 акций (0,5% от текущего уставного капитала) в пользу ряда менеджеров и членов совета директоров. Сколько сотрудников участвует в программе, представитель Evraz говорить отказался. Он лишь уточнил, что программой охвачено «гораздо больше» людей, чем на НЛМК.