В Украине уже 14 лет продолжается процесс создания системы радиолокационного опознавания для использования в армии, авиации и на флоте. Однако до сих пор нет ясности в принципиальных вопросах – оставаться нашим войскам «красными» (то есть использовать, по-сути, советскую систему «Пароль»), перекраситься в «синих» (принять НАТОвскую систему «свой-чужой»), или вообще придумать что-то свое.
Сегодня средства системы радиолокационного опознавания по-прежнему являются основными инструментами определения государственной принадлежности объектов. В основу этих систем положен принцип активной радиолокации, т.е. активный запрос объекта опознавания и активный ответ на него. Для радиолокационного опознавания обнаруженного воздушного, надводного или наземного (берегового) объекта запросчик опознающего объекта излучает запросные радиосигналы. На эти сигналы ответчики опознаваемых объектов излучают ответные кодированные радиосигналы, содержащие информацию о государственной принадлежности или индивидуальных признаках этих объектов. Ответные сигналы принимаются запросчиком и в случае соответствия их действующему ключу (коду) автоматически раскодируются и отображаются на экранах индикаторов в виде, принятом для данного типа радиолокационной станции или зенитного ракетного комплекса. Появление на экране индикатора установленной метки (признака) рядом с отметкой обнаруженного объекта свидетельствует о том, что объект отвечает действующим кодом.Напомним, первая система радиолокационного опознавания «СЧ-1» («Свой-чужой») появилась на вооружении частей Войск ПВО Советского Союза в сороковые годы. Вскоре на смену ей пришла система «СЧ-2», а в конце пятидесятых годов была закончена разработка принципиально новой системы «Кремний», средства которой стали поступать на вооружение стран социалистического лагеря. В дальнейшем, система «Кремний» была заменена более совершенной системой «Пароль». Первая американская система опознавания МК-10 появилась также в сороковые годы. В дальнейшем была разработана система МК-12, средствами которой и поныне оснащены все гражданские суда. В настоящее время ведется создание качественно новой системы опознавания МК-15Х. Таким образом, государства мира были разделены на две части, каждая из которых применяла либо советские, либо американские разработки.
В принципе, последние евроатлантические устремления Украины должны были подтолкнуть военное руководство страны к более решительным шагам по выбору приемлемой для отечественных Вооруженных Сил системы радиолокационного опознавания. Однако, судя по всему, руки до этого пока не доходят.
Сегодня Украина еще сохраняет систему опознавания объектов в воздухе по методу “свой-чужой”, действующую во времена Советской армии. При этом, Киев, не являясь членом Ташкентского договора и не участвуя в мероприятиях Объединенной системы ПВО СНГ (хотя с 1995 г. юридически входит в нее), дает понять, что Вооруженные Силы Украины не будут оставаться в оборонном пространстве СНГ и, соответственно, не будут использовать советскую (российскую) систему «свой-чужой».
Как сообщало ранее «Defense Express», в период с 9 по 12 августа с.г. в Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств-участников СНГ, прошло совещание по проблемам использования и совершенствования единой системы радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, в совещании приняли участие представители министерств, ведомств, организаций и министерств обороны государств-участников. Как заверили «Defense Express» в пресс-службе Министерства обороны Украины, представители украинского МО не участвовали в совещании в Москве, поскольку это мероприятие не было включено в план международного сотрудничества МО Украины на 2005 год. Кроме того, МО Украины упразднило должность своего представителя в ШКВС и, поэтому, Украина не принимает участие в подобных встречах.
Налицо демонстрация отказа Украины от участия в создании единой системы радиолокационного опознавания в рамках СНГ. Однако, пока нет явных свидетельств и того, что наша страна выбрала себе в качестве приоритета НАТОвскую систему «свой-чужой». Во всяком случае, Defense Express пока не обладает какой-нибудь вразумительной информацией по этому поводу.
Впрочем, не смогли мы получить и фактов существования собственных разработок украинских предприятий ОПК. Да, что-то есть, что-то разрабатывается, что-то планируется. Но видимо, пока нет решения, принятого на высшем военно-политическом уровне, и, как, следствие, нет стабильного финансирования, нашу «оборонку» мало волнует вопрос – каким цветом будут обозначать украинские военные корабли, самолеты и танки в ближайшем военном конфликте.По мнению экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения, вышеизложенная ситуация негативно отражается на динамике евроатлантической интеграции наших Вооруженных Сил, и в тоже время не добавляет им боеготовности и способности выполнять возложенные на них функции. Промедление с выбором системы радиолокационного опознавания может также привести и к существенным материальным убыткам. Так как отход от советской (российской) системы, и зависание в неопределенном состоянии грозит превратить процесс переоснащения военной техники и необходимой инфраструктуры в авральные работы, которые, как известно, дешевыми не бывают.
В этой связи интересным может оказаться опыт США по организации системы радиолокационного опознавания в рамках коалиции союзных войск во время военной операции в Ираке. По сообщению журнала “Aviation week and space technology”, при проведении операции в Ираке американские военные оснастили оборудованием распознавания “синих” (коалиционных сил) BFT (Blue Force Tracking) более 2000 единиц техники и около 200 самолетов. 75 комплектов этого оборудования были переданы английским войскам во избежание ошибочного поражения огнем американских подразделений.
Оборудование BFT, объединенное в локальную сеть, отображает местоположение каждого подразделения, имеющего эту систему на вооружении, и, таким образом, снижает риск ошибочного уничтожения цели. Система распознавания “синих” основывается на использовании двухсторонней спутниковой связи в диапазоне частот “L” для отслеживания местоположения своих подразделений за пределами прямой видимости. Наземная техника сообщает о своем местоположении каждые 5 минут, а самолеты ежеминутно. Данные интервалы выбраны в соответствии с пропускной способностью системы связи, однако ее возможности оказались более широкими, что позволило специалистам уменьшить интервал доклада о местоположении самолетов до 30 с. Кроме того, СВ и ВВС США рассматривают возможность установки системы распознавания своих подразделений на самолет “Джистарс” E-8C, оборудованный объединенной системой радиолокационного наблюдения и целеуказания ударным средствам. При этом, система “Джистарс” имеет прямой канал связи с вертолетами AH-64 через встроенный модем передачи данных. Специалисты также пытаются наладить обмен данными между системой распознавания “синих” и системой связи “Линк-16”, которая используется главным образом для связи с истребителями. Согласно концепции, данные системы распознавания дружественных сил должны передаваться по каналу передачи данных “Линк-16” и отображаться на лобовом стекле (ИЛС) кабины пилота.
Фактически, речь идет о попытке создания новой системы опознавания, рассчитанной не для стран НАТО (как организации со строгими стандартами), а для стран-союзников по коалиции, что, безусловно, делает ее более гибкой и адаптированной к современной обстановке в мире. И хотя эта система применялась на тактическом уровне, однако ее комплексность, а также достаточная эффективность может свидетельствовать о неплохих перспективах ее внедрения и на стратегическом уровне (в том числе, и в Украине).
Пока ясно одно – процесс выбора (или создания) системы радиолокационного опознавания для Вооруженных Сил Украины находится в замороженном состоянии. Дальнейшее промедление в этой сфере может привести и к политическим, и к военным, и к экономическим проблемам, что не выгодно ни государству, ни армии, ни обществу. В связи с этим, ЦИАКР хотел бы обратиться ко всем заинтересованным сторонам с предложением обсудить данную проблему на страницах нашего журнала или интернет-сайта. Мы уверены, что широкая дискуссия поможет сдвинуть с мертвой точки эту затянувшуюся эпопею «свой среди чужих, чужой среди своих».
Михаил САМУСЬ,
эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения
[Defense express, 2 сентября 2005]