«Норникель» снова задумал выкупить свои акции. На этот раз сумма может составить рекордные для российского рынка $5 млрд. Для этого компания может продать свои энергоактивы.
О том, что «Норникель» рассматривает возможность выкупа своих акций, «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с руководителями «Норникеля». Слышали о таких планах сотрудник глобального инвестбанка, а также источник, близкий к UC Rusal, приобретающей 25% акций «Норникеля» у Михаила Прохорова.
На сделку, по информации одного из собеседников «Ведомостей», «Норникель» может потратить до $5 млрд. По закону об акционерных обществах компания не может выкупить на баланс более 10% акций, напоминает партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. Вчера такой пакет акций «Норникеля» стоил $4,6 млрд.
Пока решение о выкупе не принято, подчеркивает источник «Ведомостей». Директор департамента по связям с инвесторами «Норникеля» Дмитрий Усанов тоже говорит, что совет директоров компании такой вопрос не рассматривал, а может ли он быть вынесен на ближайшее заседание совета, ему не известно.
«Норникель» трижды выкупал акции, в последний раз — осенью 2006 г. Тогда компания приобрела 3,9% акций на $999 млн. «Норникель» позиционирует это как дополнительный способ поделиться прибылью с акционерами. По оценке инвестбанка «Траст», в 2007 г. она составила около $7 млрд.
На этот раз все может быть по-другому, опасается источник, близкий к одному из совладельцев «Норникеля». По его данным, компания планирует выкупать бумаги не на свой баланс, а на иностранную «дочку».
Такая схема помогла бы «Норникелю» защититься от поглощения UC Rusal, уверены аналитики «Траста» Александр Якубов и Deutsche Bank Александр Пухаев. Она позволяет компании купить более 10% акций и при этом они будут обладать правом голоса, отмечает Рохлин.
Алюминиевый холдинг договорился с Михаилом Прохоровым о покупке у него блокпакета акций «Норникеля» и теперь мечтает об объединении компаний. Этому пока противится Владимир Потанин, которому выкуп акций будет на руку.
Менеджмент компании, который вряд ли заинтересован в поглощении UC Rusal, сможет голосовать выкупленными акциями — 11-12% с учетом уже имеющегося 1% квазиказначейских акций, отмечает Якубов.
Кроме того, Потанин мог скупить на рынке акции «Норникеля» и довести свою долю в компании до блокирующего пакета, полагают несколько источников, близких к «Норникелю».
Представитель «Интерроса» это не комментирует.
Деньги на выкуп акций у «Норникеля» найдутся. Он еще не потратил $2 млрд, полученные осенью от продажи казначейских акций. Вдобавок компания собирается продать энергоактивы (в том числе контрольный пакет ОГК-3) — их выделение осенью заблокировал Прохоров.
Совет директоров обсудит судьбу энергоактивов на ближайшем заседании, сказал Усанов, отказавшись от дальнейших комментариев. Источники, близкие к «Норникелю», говорят, что оно намечено на 4 февраля.
«Норникель» оценивал их в $7 млрд. Управляющий «Альфа-капитала» Семен Бирг считает, что за эти деньги активы продать реально. Но он сомневается, что их можно реализовать единым пакетом. ОГК-3, по мнению Бирга, может быть интересна иностранным стратегическим инвесторам.
В любом случае продажа энергоактивов станет ударом для UC Rusal, ведь алюминиевый холдинг хотел оставить их в компании, отмечает источник, близкий к одному из владельцев UC Rusal.
Представители UC Rusal, «Интерроса» и «Онэксима» от комментариев отказались. Связаться с независимыми директорами «Норникеля» вчера не удалось.