Стихийный рост поставок китайской трубной продукции в Россию начался еще в первые месяцы 2006 г. Уже тогда Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) стал искать возможные пути решения этой проблемы. На IX заседании российско-китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, состоявшемся 9–10 июля 2007 г. в Пекине, директор Фонда Ал. Дейнеко проинформировал китайскую сторону о сложившейся ситуации и передал Минкоммерции этой страны просьбу рассмотреть до 6 августа 2007 г. предложение о добровольном принятии китайской стороной самоограничения экспорта трубной продукции в Россию. Дальнейшее обсуждение проблемы состоялось при активном содействии Минэкономразвития России на X заседании Подкомиссии, прошедшем 24 августа 2007 г. в Пекине (Россию представлял тогда еще министр экономического развития и торговли Г. Греф, а Китай – министр коммерции Б. Силай). Касаясь проблем черной металлургии, Б. Силай признал факт резко возросшего экспорта китайских труб и проинформировал, что китайской стороной будут предприняты меры, ограничивающие экспорт энергоемкой продукции, в том числе трубной. Но за прошедшие время положение только усугубилось, и мер по урегулированию этой ситуации принято не было.
А ситуация такова: по данным ФРТП, только за первые 6 месяцев 2007 г. доля китайских труб в общем импорте данной продукции в Россию увеличилась почти в 2,5 раза, а объем поставок непосредственно из Китая — в 3,5 раза. За I полугодие 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы поставок горячекатаных труб возросли в 17,5 раза, сварных труб общего назначения — в 3,5 раза, нержавеющих труб — в 5 раз. По прогнозам ФРТП, к концу 2007 г. поставки китайских труб в Россию по сравнению с прошлым годом увеличатся в целом в 8,5 раза. В частности, импорт китайских труб большого диаметра (ТБД) возрастет в 2640 раз, насосно-компрессорных труб — в 4,5 раза, нержавеющих труб — в 4 раза, труб общего назначения — в 9,5 раза. В результате к концу 2007 г. суммарные потери российской трубной промышленности во всех сегментах трубного рынка, связанные с резким ростом импорта китайских труб, могут составить $360 млн, что повлечет падение объемов производства российских труб. Вместе с тем, занижение Китаем таможенной стоимости поставляемых в Россию труб нарушает нормы ВТО, членом которой КНР является с 2001 г. Россия же, на данный момент членом ВТО не являющаяся, предоставляет Китаю режим особого благоприятствования в торговле. Безусловно, основная причина популярности китайских труб — их дешевизна. По таможенной статистике труба из нержавеющей стали пересекает границу РФ по цене $1,3—1,5 тыс. за тонну, а на внутреннем рынке Китая она стоит $6-7 тыс. за тонну, и по данным ФРТП, по заниженной цене в Россию поставляется более 95% таких труб. Кроме того, китайское правительство оказывает экспортно ориентированным металлургическим предприятиям государственную поддержку в виде установления экспортных квот, прямого субсидирования через систему налоговых льгот и различных дотаций, льготного кредитования.
В рамках выставки «Металл-Экспо’2007» под давлением российской стороны страны вернулись к обсуждению вопроса принятия мер по добровольному самоограничению поставок всего сортамента труб в объеме традиционных торговых потоков. Российскую делегацию на переговорах представлял директор ФРТП Ал. Дейнеко, а китайскую — г-н Я. Цзуцин, заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации чугуна и стали. Обе стороны снова пришли к обоюдному мнению, что текущая ситуация с экспортными потоками китайской трубы на российский рынок и сохранение этой тенденции может нанести существенный вред как российским, так и китайским производителям трубной продукции. Российская сторона представила свои подходы и решения по урегулированию текущей ситуации, воспользовавшись «механизмом раннего оповещения», разработанным совместно Мин-экономразвития России и Минкоммерции Китая, во избежание возникновения торговых споров. По итогам встречи стороны подписали Протокол, в котором зафиксировали точную дату и место проведения нового заседания (24 января 2008 г., Москва), на котором планируется согласовать уже окончательные меры и механизмы регулирования объ-емов поставок китайских труб на российский рынок.
Но, судя по «активности» китайской стороны, есть шанс снова не договориться. И что тогда? Россияне возьмут еще один тайм-аут? Но бесконечно это продолжаться не может, и текущая ситуация на трубном рынке по-прежнему не в пользу отечественных производителей. Вот как на этот вопрос ответил Ал. Дейнеко: «Если мы не договариваемся, тогда извините, — мы начинаем расследование, пошлины Китаю будем ставить, квоты, компенсацию потребуем!».
Что ж, нам остается ждать 24 января. Продолжение следует…
В. Роговая, Металлоснабжение и сбыт, № 12 декабрь 2007