Мир Пинчука. Владелец «Интерпайпа» окончательно прибрал к рукам НЮТЗ

Share

В конце ноября Хозяйственный суд Днепропетровской области завершил процедуру банкротства ОАО «Никопольский южнотрубный завод», утвердив мировое соглашение между предприятием и его кредиторами. Это решение позволяет Виктору Пинчуку завершить процедуру отчуждения активов НЮТЗ, сделав его полноценной пустышкой.



Никопольский южнотрубный завод (Днепропетровская обл.) окончательно закрепился в орбите владельца корпорации «Интерпайп» Виктора Пинчука. На прошлой неделе предприятие сообщило об утверждении Хозяйственным судом Днепропетровской области мирового соглашения между НЮТЗ и комитетом его кредиторов и закрытии дела о его банкротстве. Такой поворот событий позволяет г-ну Пинчуку завершить процесс отчуждения оставшихся у ОАО ценных активов — долей в закрытых акционерных обществах, созданных на его базе «Интерпайпом» и дружественными ему структурами.



Как уже сообщала «ДС», в 2000–2003 гг. в ходе реструктуризации Никопольского южнотрубного завода, являвшегося на тот момент одним из крупнейших в СНГ изготовителей трубной продукции, все его производственные мощности были переданы в созданные на его базе закрытые акционерные общества в обмен на доли в их уставных фондах. Самыми значимыми из них стали 25%+1 акция ЗАО «Интерпайп Никопольский завод бесшовных труб «Нико Тьюб» (его доход в 2006 г. составил 1 млрд грн., а чистая прибыль — 39,2 млн грн.) и 39,97% ЗАО «Интерпайп Никопольская трубная компания» (614 млн грн. дохода и 55,57 млн грн. чистой прибыли). Помимо того, весомым активом в портфеле НЮТЗ стала 25%-ная доля в уставном капитале подконтрольного братьям Юрию и Сергею Атанасовым ЗАО «Сентравис Продакшн Юкрейн» (ранее Никопольский завод нержавеющих труб). Его доходы в прошлом году достигли 651 млн грн., а чистая прибыль — 22 млн грн. Параллельно в 2001–2003 гг. Фонд государственного имущества пытался продать на приватизационном конкурсе 96,67% акций НЮТЗ (сначала за 352,6 млн грн., потом за 250 млн грн.), однако не мог найти на данный актив покупателей.



Причина этого стала ясна в конце 2003 г. — тогда находившаяся в сфере влияния г-на Пинчука энергопоставляющая компания «Днепроблэнерго» инициировала банкротство НЮТЗ, а в 2004 г. был создан комитет кредиторов завода, контроль над которым получили структуры Виктора Михайловича. В частности, четыре места из семи в нем отошли корпорации «Интерпайп» (она возглавила комитет кредиторов), предприятию «Нико Тьюб», компании «Байп Ко» и Никопольскому заводу технологической оснастки. В том же году была начата санация предприятия, однако план санации, предусматривавший отчуждение долей НЮТЗ в ЗАО, созданных на его базе, из-за бурных событий в стране принять не удалось.



Соответствующий документ был принят только в мае 2005 г., но в нем по настоянию ФГИУ прописан запрет на отчуждение упомянутых активов. Поскольку без этого у Виктора Пинчука и партнеров не было шансов закончить начатое, в нынешнем году они все-таки решились расщедриться на приобретение госпакета акций НЮТЗ — в феврале киевская компания «Транспортно-инвестиционные технологии» купила у государства контрольный пакет акций завода за 352,62 млн грн. После этого отпала необходимость согласовывать с приватизационным ведомством отчуждение активов предприятия, и соответствующие изменения в июне текущего года были внесены в план его санации. В этом свете мировое соглашение, заключенное в ноябре, можно считать завершающим этапом процесса избавления южнотрубного завода от его активов.



По данным «ДС», условия мира предполагают погашение НЮТЗ всей реестровой кредиторской задолженности в объеме 98 млн грн., для чего должнику необходимо избавиться от имеющихся у него пакетов акций ЗАО. Скорее всего, они не будут выставляться на продажу, а обменяются на требования кредиторов, основными из которых на сегодняшний день являются структуры г-на Пинчука и братьев Атанасовых, которым НЮТЗ задолжал почти 50 млн грн. Формально все расчеты с кредиторами по условиям мирового соглашения должны быть завершены весной 2018 г., однако, скорее всего, до этого времени должник не доживет и, лишившись самых ценных своих активов, в скором времени станет банкротом.



Юрий Еремин


«Деловая столица», 03.12.2007