В проекте бюджета на будущий год предусмотрено 100 млн. грн. на реконструкцию Мариинского дворца. Предполагаются расходы на восстановительные работы и других архитектурных памятников. Это значит, что после продолжительного периода забвения архитектурного наследия они получат шанс на новую жизнь.
По словам начальника Главного управления культуры, искусств и охраны культурного наследия Руслана Кухаренко, в период строительства типовых зданий архитекторы-коробочники утратили самое ценное, что есть в архитектуре, – творческую фантазию в сочетании с профессионализмом. Многие годы эти качества не были востребованы. Архитекторов не учили приемам проектирования прекрасных сооружений в итальянском или других европейских стилях.
Сейчас приходится наверстывать. Иногда за основу берут московский опыт. Но, по мнению многих архитекторов, вопрос надо ставить шире. Нам нужна национальная архитектурная школа. Нам нужны преподаватели, которые научат будущих архитекторов тому, чему раньше не учили. Ведь многие года Украина была, да и остается, отделенной от мировой школы реставрации.
После обретения независимости рассматривался вопрос о вступлении Украины в международную организацию реставраторов. Это позволило бы нашим специалистам повышать квалификацию и участвовать в различных семинарах, проводимых этой организацией в разных странах. Некогда могли похвастаться высоко профессиональными кадрами и в институте УкрНИИпроектреставрация. Однако за годы недофинансирования многие из них ушли в смежные отрасли.
Тем не менее, в последние годы успешно выполнена реставрация Успенского и Михайловского соборов в Киеве, построен собор в Херсонесе и ряд других объектов.
Дворцы и крепости
В реставрации памятников архитектуры существуют определенные сроки. Для проведения ремонта – это 5 лет, для реставрации – 10. В Мариинском дворце, к примеру, последний раз восстановительные работы проводились более 20 лет тому назад. У здания очень плохой фундамент, влажные стены, понадобится и укрепление склонов. Проект реконструкции, который рассматривался на столичном градсовете, предполагает, что интерьеры, разработанные и осуществленные в 1980-е гг., останутся, кроме двух помещений, используемых как технические. Существенные работы предусмотрены по инженерному блоку. Цвета, в которых выполнены наружные работы, а также архитектурные особенности, останутся в том же виде. Предложение о том, чтобы обложить цоколь камнем, не нашло поддержки среди присутствующих на градсовете архитекторов. Высказывались замечания и к интерьеру. Переносить в филигранный барокковый дворец чуждые ему элементы – значит, погубить его, сказала профессор архитектуры Лариса Скорик. Нечего делать здесь подобие Овального кабинета в Белом доме. Мариинский дворец – прекрасное творение Растрелли. Это памятник общенационального значения, и подходить к нему надо, как в цивилизованных странах, согласились все присутствующие.
В советские времена у нас существовало Общество охраны памятников, которое много делало для их сохранения. Сейчас оно не имеет необходимых средств. В прошлом году на реконструкцию памятников столицы не было выделено средств. А ведь если не придерживаться сроков проведения реставрационных работ, памятники ветшают, разрушаются. Государство стоит перед дилеммой: просто наблюдать за их умиранием или передавать инвесторам. Бывает, однако, и хуже. Их просто сносят, чтобы на этом месте построить высотку, как, например, на Почтовой площади, где было снесено здание XIX века, стоящее впритык к филиалу парламентской библиотеку и жилому дому. В результате строительных работ в библиотеке образовались трещины.
А ведь наш туристический потенциал, о котором мы так много говорим, не бездонный. Люди со всего мира едут посмотреть города, имеющие тысячелетнюю историю и сохранившие свои памятники. А вот новые многоэтажные дома никому не интересны.
В ИКОМОС рассматривались вопросы включения в перечень мирового наследия исторических центров городов Одессы и Черновцов, Ливадийского дворца, Бахчисарайского дворца, здания Госпрома в г. Харькове. В марте 2005 года утверждены границы охранной зоны Софийского заповедника площадью 112 га. В связи с этим высота сооружений и их внешний вид на данной территории будут строго регламентироваться. Кстати, вопрос об утверждении охранной зоны был поднят ЮНЕСКО после того, как стало известно о строительстве рядом с памятником архитектуры подземного фитнес-центра. А вот в пределах охранной зоны вокруг Киево-Печерской лавры вплотную к стене заповедника притулился ресторанчик!
Директор музея «Киевская крепость» Вячеслав Кулинич говорит, что это – самая большая в мире крепость площадью 10 кв. км, которая на 90% сохранилась. Но вот защищать ее территорию от посягательств инвесторов, стремящихся на любом клочке киевской земли построить высотку, становится все труднее. Сейчас на Печерске прямо на оборонных валах строятся очередные высотные здания. А ведь Киевская крепость – прекрасная возможность привлечения туристов. Если говорить о развитии туризма, то в первую очередь надо смотреть, где есть храмы и крепости.
Жизнь в памятнике
В столице порядка четырех тысяч памятников архитектуры, большая часть из которых – жилые дома. Если дом находится в центре и построен до 1939 г., ремонт и реконструкцию, а также любые преобразования надо согласовывать с управлением архитектуры и градостроительства и управлением по охране культурного наследия. По существующему законодательству, любые ремонтные работы в домах, которые охраняет государство, связаны с множеством ограничений. Нельзя нарушать целостность памятника или ансамбля, создавать угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения. Даже кондиционер на историческом фасаде нарушает целостность экстерьера. Обычно на таких домах имеются таблички «Охраняется государством», если, разумеется, их не украли. Так что жить в таком доме хоть и престижно, но хлопотно. А стоит такая квартира на 10-15% дороже, чем в обычном доме. Делать ремонт в таком доме может только строительная компания, имеющая специальную лицензию. Для этого в ее штате должны быть специалисты по реставрационным работам.
Тем не менее, начальник Главного управления по охране культурного наследия Руслан Кухаренко говорит, что не знает случая, чтобы владелец охраняемой государством квартиры был привлечен к ответственности за своевольную перепланировку и ремонт. А вот юридические лица лишаются своих свежеотремонтированных незаконным способом офисов.
Выселить же из квартиры за неправомерный ремонт не могут, штрафы – от 170 до 1700 грн. Единственно, что грозит владельцу, – что условия приватизации могут быть пересмотрены. По словам Р.Кухаренко, многие квартиры в старинных домах, которые приватизированы до 1995 г., оформлены с нарушением законодательства, посему приватизация может быть признана недействительной. Так что из квартиры вас не выселят, а вот продать или завещать ее вы уже не сможете.