Как сообщил министр транспорта Евгений Червоненко, потребность Минтрансвязи в капитальных вложениях в этом году превышает 7,6 млрд. грн. Но в текущем бюджете на транспортную инфраструктуру предусмотрено около 3 млрд. грн. Всего же за пять месяцев сего года ведомство получило чуть больше полумиллирда средств.
Уже в ближайшее время железная дорога не сможет удовлетворять потребности экономики и гарантировать безопасность движения, а основная причина – недостаток финансирования и критический уровень износа подвижного состава. В связи с этим, сегодня перед «Укрзализныцей» стоит задача комплексной модернизации: обновить подвижной состав, дорожное хозяйство, совершенствовать материально-техническую и ремонтную базу, улучшить инфраструктуру с переходом к европейским стандартам в будущем.
Но для качественного финансирования такой реструктуризации в государства денег нет, и, скорее всего, в ближайшее время не будет. Посему железнодорожный монополист может их получить только от инвесторов – внутренних и внешних. В то же время, пассажиры и предприятия, которые пользуются услугами железных дорог, и без того недовольны повышением тарифов, а отдельные отрасли (ГМК, химическая промышленность, тяжелое машиностроение и т.д.) могут при этом снизить рентабельность, что отразится на ВВП и валютных доходах государства.
Исходя из вышесказанного, наиболее привлекательным является привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций. В частности, ранее Е.Червоненко заявлял о намерении привлечь $5 млрд. для развития транспорта, связи и информатизации. Шла об этом речь и во время визита украинской делегации в Японию во главе с Виктором Ющенко.
Напомним, что Киев и Токио сотрудничают уже продолжительное время. Еще в 1994 г. был сформирован в структуре Японской федерации бизнеса «Кейданрен» Комитет делового сотрудничества с Украиной. Интерес к работе с Киевом проявляли примерно три десятка компаний. В следующем году наша страна была включена в Национальную систему генеральных преференций. Это позволило кредитовать экспорт из Японии в Украину. Позднее нам были предоставлены страховые гарантии по внешнеэкономическим операциям.
Также Японский банк международного сотрудничества был уполномочен обеспечивать правительственные гарантии по торговому и инвестиционному страхованию кредитов, экспорта и прочих внешнеэкономических операций. Но все оказалось не столь радужно, хотя и ожидалось, что будут открываться солидные кредитные линии, особенно для судостроительной, металлургической, химической, телекоммуникаций и других отраслей промышленности. Японские инвесторы жаловались на высокие риски и неопределенность госполитики Киева по отношению к зарубежному капиталу.
Что касается двусторонней торговли, то при позитивной динамике (12% за минувший год) все-таки увеличивается отрицательное сальдо, а со стороны нашего государства преобладает экспорт сырья. Так, в минувшем году объем товарооборота между Украиной и Японией составил немногим более $500 млн. Три четверти японского экспорта в нашу страну – транспортные средства (автомобили и мотоциклы), 10% – промышленное оборудование, чуть больше 6%– приборы. Украина же экспортирует в Страну Восходящего солнца черные металлы (более 40%), алюминий (почти 20%), остальное – химическая и сельскохозяйственная продукция. Доля машиностроительной продукции – чуть больше 10%.
Первыми в рамках «Программы официальной помощи правительства Японии Украине» стали подписанные в марте этого года межправительственные и кредитные соглашения о займе на $180 млн. на реконструкцию международного аэропорта «Борисполь». Также в результате недавнего (июльского) визита украинской делегации во главе с Президентом Украины были достигнуты договоренности о том, что Япония предоставит Украине кредиты на общую сумму $50 млн., которые пойдут на финансирование конкретных проектов. В целом же, за последние несколько лет японские компании, работающие в Украине, получили кредиты на сумму около $200 млн. Стоит также отметить и повышение интереса японских инвесторов, в частности, к сотрудничеству в железнодорожной сфере: контейнерных перевозках и обновлении подвижного состава.
Уже есть «пионеры» инвестиций в Украину. Так, подписан протокол намерений с японской корпорацией «Марубени», которая намерена принять участие в тендере по модернизации государственного аэропорта «Борисполь». Кроме того, предполагается сотрудничество в утилизации сопутствующего метана, поскольку это связано не только с технологиями энергосбережения, но и с безопасностью труда в угольной отрасли.
«Марубен» также заинтересована в строительстве и обслуживании тепловых электростанций в контексте их модернизации и переходе на новые технологии с использованием энергетического угля. Японцы также «положили глаз» на оптоволоконные телекоммуникационные средства и готовы принимать участие в развитии информатики и связи в Украине. По словам первого вице-премьера А.Кинаха, «Марубени» в этом направлении планирует привлекать “очень серьезные инвестиции”.
Еще одним примером можно считать межгосударственный договор о сотрудничестве в реализации совместного проекта по созданию скоростной монорельсовой железной дороги между Ленинградской площадь в Киеве и аэропортом «Борисполь». Соответствующий меморандум подписан Е.Червоненко и президентом машиностроительной компании, входящей в японскую корпорацию ITOCHU, Джимо Такемори. Стороны также договорились о кооперации при внедрении новейших технологий.
В качестве еще одного примера возможного удачного инвестиционного сотрудничества можно назвать интерес японских компаний к строительству на тендерной основе моста через Южный Буг. Правительство Украины уже послало соответствующее официальное письмо правительству Японии, сказал А.Кинах. Сумма проекта составляет около $400 млн.
Во время визита в Японию глава украинского государства подчеркнул, что Украина заинтересована в привлечении японских инвестиций, в частности, в проекты, связанные с транспортными коридорами, строительством автобанов, портов, туннелей.