«Киев-Одесса»: дорога есть, а автобана нет

Share

Проект строительства магистрали «Киев–Одесса», разрекламированный как первый украинский автобан, оказался весьма «дорогостоящим» мероприятием. В результате проведенного аудита выявились многочисленные финансовые нарушения. Аудиторы обнаружили, что реконструкция автомобильной дороги на участке от Жашкова до Червонознаменки почти вдвое превысила прогнозную стоимость и составила свыше 3561 млн. грн. Кроме того, один километр реконструированной Укравтодором трассы Киев-Одесса обошелся государству в шесть раз дороже, чем километр этой же дороги, сооружавшийся в плановом порядке в предыдущие годы.


 


Трасса «Киев–Одесса» длиною в 454 км является частью 9-го международного транспортного коридора, соединяющего Финляндию, Россию, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Строительство новой дороги от Киева до Одессы оценено в 9,2 млрд. грн., а предполагаемый срок окупаемости – 21 год. Реконструкция участка между Жашковом и Червонознамянкой должна была стоить 2,7 млрд. грн. при окупаемости в 16 лет.


 


Напомним, в 2003 г. был принят Закон «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги «Киев-Одесса». В Счетной палате говорят, что Минтранс предоставил народным депутатам заведомо неправдивые расчеты. В соответствии с ними стоимость сооружения современной скоростной автомагистрали не должна была превысить 1,9 млрд. грн. А на строительство альтернативной дороги, что было условием получения платы за проезд по скоростному автобану, предполагалось выделить 285 млн. грн.


 


Такие условия для дорожного строительства достаточно привлекательны. Однако, эксперты пришли к выводу, что механизм финансирования противоречил определенному действующим законодательством порядку оплаты работ по реконструкции автомобильных дорог государственного значения путем государственных же капитальных вложений. Также в Счетной палате отмечают, что правительство своим распоряжением поручило «Укрзализныце» профинансировать работы по реконструкции за счет выпущенных облигаций вместо того, чтобы использовать оборотные средства «Укрзализныци» для развития сети ж/д путей сообщения и обновления подвижного состава, т.е. не по прямому назначению.


 


Поскольку государство не контролировало расходование средств, облавтодоры, как главные подрядчики, фактически сами определяли себе объемы работ и принимали решение об их увеличении без соответствующего контроля как со стороны генерального подрядчика – «Укрзализныци», так и заказчика работ – Укравтодора. Вместо единого плана работ Укравтодор утвердил 136 рабочих проектов по отдельным участкам. Вследствие этого стал невозможен контроль правительства за процессом осуществления реконструкции. В результате всего этого произошло увеличение проектной стоимости реконструкции на 870 млн. грн.


 


Также имели место многочисленные факты беспроцентного кредитования коммерческих структур за счет государственных денег. Например, должника Одесского и Николаевского облавтодоров коммерческое учреждение ООО «Альфа» прокредитовали за счет бюджетных средств в сумме 11,2 млн. грн. Кроме того, рабочие проекты утверждались без проведения комплексной государственной экспертизы, предоставлялись только сводные выводы отраслевой службы Укрдорэкспертизы. Иногда она проводилась после утверждения Укравтодором рабочих проектов. Вследствие этого один километр реконструированной Укравтодором трассы Киев-Одесса обошелся государству в шесть раз дороже, чем километр этой же дороги, сооружавшийся в плановом порядке в предыдущие годы.


 


Как показали встречные проверки, проведенные аудиторами Счетной палаты, по непосредственному указанию руководства Укравтодора и Государственной акционерной компании «Автомобильные дороги Украины», облавтодоры осуществили неплановые расходы на общую сумму свыше 110 млн. грн., что привело к нецелевому и неэффективному использованию государственных средств. Так, во исполнение писем ОАО ГАК «Автомобильные дороги Украины», определявших исполнителя и стоимость работ, облавтодоры заключили договоры с ООО «Пронта-Сервис» на аэрофотосъемкку автомобильной дороги Киев-Одесса стоимостью 55 млн. грн. Фактически, израсходовав эту сумму, облавтодоры получили техническую документацию стоимостью 228,4 тыс. грн. или в 240 раз меньше общей суммы расходов. Более того, «такая аэрофотосъемкка вообще не предусмотрена никакими проектными документами или проектно-строительными нормами», – отмечает Счетная палата.


 


В Укравтодоре считают, что установить, на каком этапе строительства, почему и кем именно были истрачены дополнительные суммы, это – прерогатива следствия. Многие специалисты в частных беседах отмечают, что вряд ли возможно построить такой грандиозный объект, чтобы не было каких-либо нарушений. А главное – чтобы не было разговоров о нерациональном использовании средств. Ведь масштабы действительно впечатляют: на трассе сооружено 11 мостов и 29 путепроводов, построено 29 транспортных развязок, проложено 133 водопропускных трубы. Выполнено 22 млн. м3 земляных работ. Для основы дорожного покрытия использовано почти 4 млн. м3 щебня и шлака, для дорожного покрытия – более 1,2 млн. т асфальтобетонной смеси. Ежедневно непосредственно над сооружением дороги работало свыше 50 подрядных организаций, 11 тыс. строителей, было привлечено около 4,7 тысячи единиц техники. Кроме дорожников и мостовиков, строительные работы выполняют отряды «Укрзализныци» и Железнодорожных войск, компании из Турции, России, Беларуси, Финляндии, Германии, Македонии и Голландии.


 


На трассе «Киев – Одесса» в числе иных инженерных сооружений были пущены в эксплуатацию два мощных путепровода. Их общая протяженность – 2,3 км. Транспортная развязка построена в черте районного центра Жашков Черкасской области, что сделало движение более интенсивным. Здесь смогут проезжать до одиннадцати тысяч автомобилей в сутки. Министр транспорта и связи Евгений Червоненко, несмотря на допущенные предыдущим руководством министерства при строительстве недостатки, считает целесообразным достройку автодороги «Киев–Одесса», несмотря на высокую стоимость проекта.


 


В нынешнем году должен быть уложен верхний слой асфальтобетонного покрытия толщиной на разных участках 4-5 сантиметров на протяжении всей дороги, выполнен капитальный ремонт участков дороги от Киева до Жашкова и от Червонознаменки до Одессы. Но не «Одессой» единой живет страна. На очереди – строительство участка «Стрый – Ровно» автодороги «Киев – Чоп», другие проекты. Важно, чтобы дело не зациклилось на одной критике сделанного прежде, чтобы, как говорится, с водой не выплеснуть и ребенка.


 


Аудиторы считают, что приведенные примеры правонарушений, изложенные в материалах аудита, требуют срочного приведения работ по дорожному строительству и реконструкции в соответствие с требованиями действующего законодательства. Полагают целесообразным прекращение действия специального Закона относительно автодороги «Киев-Одесса». В ином случае реализация следующих проектов развития сети автомобильных дорог, которые сегодня стоят в повестке дня (автодороги «Киев-Чоп», «Киев-Харьков» и т.д.), будет угрожать значительными убытками для государственного бюджета и соответствующими негативными социально-экономическими последствиями для государства. Напомним, что в Украине 170 тыс. км дорог и минимальная потребность дорожной отрасли с учетом поддержания в нормальном состоянии и развития сети дорог – 8 млрд. грн. в год.


 


В прошлом году отрасль дорожного хозяйства Украины финансировалась государством на 14%. Из-за плохого состояния дорог украинцы ежегодно теряют $20 млрд. А вот если бы проекты международных транспортных коридоров осуществились, транзитные перевозки по ним могли бы ежегодно приносить доход от 15 млрд. грн. Но для этого сначала нужно вложить средства в реконструкцию или строительство, причем по европейским нормам, 3143 км дорог. А на это понадобится 45-50 млрд. грн.