Металлургическая и цементная отрасли страны могут избавиться от российского газа, только преодолев сопротивление лоббистов из власти.
Украина вновь оказалась на пороге газовой войны с Россией. Спор, как и раньше, идет о цене природного газа для страны, которая сегодня является запредельной. Решить проблему можно, постепенно заменяя газ углем, но и у этого процесса неожиданно нашлись противники в лице нынешнего руководства Минэнерго и депутатов Верховной Рады.
ПЕРСПЕКТИВА ЭКОНОМИИ
В начале апреля президент России Путин подписал закон о денонсации харьковских соглашений, после чего цена на российский газ для Украины со второго квартала увеличилась с $268,5 до $385,5 за тысячу кубометров. В ответ Украина заявила, что полностью отказывается от покупки российского газа. Однако уже 21 апреля «Газпром» сообщил, что НАК «Нафтогаз Украины» в конце прошлой недели якобы резко увеличил отбор газа, поступаемого из России. НАК эту информацию опроверг, что делает газовую войну между странами неизбежной.
Председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин говорит, что непрекращающийся рост цен на российский газ ставит под сомнение конкурентоспособность всей украинской экономики. «Хуже всего то, что за последние несколько лет мы почти ничего не сделали для того, чтобы избавиться от этой зависимости. И даже две газовые войны с Россией этому не поспособствовали. Уровень потребления газа в Украине остается одним из наибольших в Европе», — говорит Надеин.
По мнению директора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимира Власюка, проблема чрезмерной зависимости от российского газа решается пока крайне неэффективно. «Европейский союз, например, поставил перед собой цель сократить энергопотребление до 2020 года на 20%, еще 20% потребляемого топлива заменить альтернативными видами. И они постепенно решают эту проблему, — говорит Власюк. — А в Украине любые шаги по снижению газовой зависимости от России наталкиваются на сопротивление и лоббизм». Полагаем, что подобные решения продавливали трейдеры, кормящиеся от транзитной трубы.
С ними соглашается и глава альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. «Вопрос сокращения потребления природного газа — это проблема не только энергетической безопасности, но и будущего всей страны. Если мы не осознаем, что сегодня зависимость от российского газа способна убить экономику уже в ближайшее время, Украина окажется в незавидном положении», — отмечает эксперт.
НЮАНСЫ ТЕХНОЛОГИИ
Как считает Владимир Власюк, с момента резкого роста цен на газ для Украины в 2010 году значительно сократить его потребление смогли лишь промышленники, и в первую очередь металлурги. Меткомбинаты уменьшили закупку газа с 7,6 до 3,1 млрд. м3. «Это удалось сделать за счет перевода части мартеновских мощностей на технологию пылеугольного вдувания, — объясняет Владимир Власюк. — Альтернативой российскому газу для нужд производства стал низкосернистый импортный уголь, поскольку он стоит намного дешевле».
Владимир Власюк напоминает, что технология ПУТ (пылеугольного топлива) уже была внедрена на «Запорожстали», ММК имени Ильича, «Азовстали», Алчевском меткомбинате, готовятся к ее внедрению на Енакиевском меткомбинате, ПАО «АрселорМиталл Кривой Рог» и ДМК им. Дзержинского. «Если будут реализованы все проекты по переводу на ПУТ, это даст возможность сократить потребление газа в металлургии до 1,5 млрд. м3», — считает Власюк. «Поскольку высококачественный коксующийся уголь можно импортировать из множества стран, с переходом на ПУТ мы диверсифицируем поставки топлива и таким образом решим проблему энергетической безопасности страны и серьезной зависимости от российского газа», — говорит Валерий Боровик.
Как объяснил глава ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт, технология пылеугольного вдувания требует использования 150 кг угля для выплавки тонны чугуна. «Но для этого нужен уголь высокого качества с низким содержанием серы, а в Донбассе такого угля добывают мало. В принципе Донбасс — регион, где залегают некачественные угли, к сожалению, в своей массе они не подходят для ПУТ», — объсняет Старовойт.
В Украине лишь на трех шахтах можно добывать уголь подходящего качества для установок ПУТ: на «КрасноармейскойЗападной», Шахте имени Скочинского и ЮжноДонбасской №3. Однако эти шахты выдают нагора не более 3,5 млн. т угля в год, тогда как потребность промышленников (металлургов и производителей цемента) превышает 12–14 млн. т в год. «Поэтому нам просто остро необходим импорт порядка 10 млн. т угля. Без него мы не сможем обеспечить бесперебойную работу установок пылеугольного вдувания на металлургических комбинатах», — говорит глава «Укркокса».
К сожалению, нужды производителей цемента и металлургов полностью игнорируются Минэнерго, несмотря на то, что вопрос о квотировании импорта коксующегося угля поднимался неоднократно. «Введение ограничений болезненно ударит по производителям цемента, металлургам и сделает невозможным дальнейший отказ от российского природного газа», — говорит аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
Мало того, вслед за министерством к инициативе по уничтожению отечественной цементной отрасли и металлургии присоединилась и Верховная Рада. В частности, законопроект №4730 о внесении изменений в таможенный тариф, утвержденный законом, предполагает установление 10-процентной ввозной пошлины на кокс, коксующийся уголь и полукокс из каменного угля. «Эта инициатива может уже навсегда остановить процесс перехода на технологию ПУТ», — подчеркивает господин Дзвинка.
НОВАЯ УГРОЗА
Анатолий Старовойт считает, что немалый ущерб наносит незаконная добыча угля в так называемых копанках. «У Минэнерго в угольном балансе даже появился отдельный раздел «прочий уголь» — именно для нелегально добытого. Зачастую сертификаты на этот товар выдавали госшахты объединения ГП «Уголь Украины». Поэтому у этих шахт объем реальной добычи оказывался намного меньше, чем объем сбыта. Причем официально объяснить это расхождение до сих пор не может никто», — говорит эксперт.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук рассказал, что со сменой власти добыча угля в копанках остановлена не была. Напротив, квотирование импорта угля стал активно лоббировать новый заместитель министра энергетики Юрий Зюков. Внесение же в Верховную Раду законопроекта об установлении 10-процентной пошлины на импорт коксующегося угля свидетельствует о том, что хозяева нелегальных схем по освоению копанок нашли лоббистов своих интересов среди народных депутатов. «Государство не должно допустить остановки промышленных предприятий и, по сути, сворачивания программы отказа от российского газа только изза интереса к этой теме ряда лоббистов», — говорит Анатолий Старовойт.
Уголь утвержден как основной энергоноситель, который должен прийти на смену природному газу в Энергетической стратегии Украины до 2030 года, напоминает Владимир Власюк. Поэтому в дальнейшем вся замена газа должна происходить, прежде всего, за счет угля.